Педагогическая характеристика подвижных игр

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем.

Словно волшебная палочка игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых.

В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей — важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают учителя с учеником, помогают установить с ними боле тесный контакт.

Место игр в режиме дня школьника. В школьной программе представлены различные игры соответственно возрастным особенностям детей. В режиме дня школьника игры занимают большое место. Особенно широко рекомендуется использовать игры в учебно-воспитательных целях на уроках 1-2-х классов.

Несколько уменьшается число игр в программе средней школы. В 5-10-х классах подвижные игры используются как подготовительные к спортивным. По характеру взаимодействия играющих, по сложности правил, по физической нагрузке игры для учащихся старших классов резко отличаются от игр в начальной школе.

Подвижные игры применяются и во внеклассной и внешкольной работе, в массовых мероприятиях, в лагерях отдыха. В зависимости от задач и места игры в режиме дня школьника (на уроке, перемене, на прогулке, на секционном занятии) изменяются ее организация и методика.

Особенности методики проведения подвижных игр с учащимися младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и потребностью к движению. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными, обязательно нужно делать паузы для отдыха.

Учащимся 1-2-х классов недоступны игры со сложными движениями и взаимоотношениями. Их больше привлекают игры имитационные, сюжетного характера, с пробежками, увертываниями от водящего, с прыжками, ловлей и бросанием мячей и разнообразных предметов. Действия в коллективе для них сложны, и поэтому с большим удовольствием они играют в некомандные игры.

У детей 9-10 лет (3-4-е классы) заметно прибавляется сила, улучшаются координационные возможности, быстрота, ловкость и выносливость, приспособляемость организма к физическим нагрузкам, более совершенным становится управление своим телом.

Детям этого возраста уже доступны игры, довольно сложные по содержанию. Особой любовью детей этого возраста пользуются игры с мячом, бегом, прыжками через препятствия и метанием различных мелких предметов. Длительность игр и интенсивность нагрузки в играх с детьми 9-10 лет несколько увеличиваются.

Более строгими становятся судейство, ярче выражен элемент соревнования.
Игры учащихся 5-9-х классов заметно отличаются от игр младших школьников. Сокращаясь по количеству, они в то же время значительно усложняются по содержанию. Это объясняется особенностями возрастного развития.

В этом возрасте проявляется зрелость и самостоятельность мышления, становится доступной сложная тактика командных игр. Подростков интересуют игры со сложными сюжетами, предпочтение отдают спортивным играм и близким к ним по содержанию. Их интересуют сложные эстафеты с преодолением препятствий, игры с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью.

Интенсивность и продолжительность игр у подростков гораздо больше, чем у младших школьников. Поэтому в играх необходимо следить за реакцией играющих, не допускать перевозбуждения и усталости.

Юноши и девушки 16-17 лет достигают высокого уровня физического развития и обладают большим двигательным и игровым опытом. На первый план выдвигается спортивная подготовка. Юношей больше интересуют игры, в которых можно проявить силу и ловкость. Всевозможные эстафеты, игры с сопротивлением со сложными заданиями на координацию, ловкость и быстроту действий пользуются среди них особой популярностью.

При проведении игр с юношами и девушками следует помнить, что процессы формирования их организма еще не закончены. Поэтому важно правильно подбирать игры и регулировать нагрузку. Несмотря на то, что интенсивность игровой деятельности можно значительно увеличить, она все же не может быть такой, как у взрослого человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)