Методика проведения тематических вечеров и встреч с ветеранами и участниками войн

В общей системе патриотического воспитания учащихся особое место занимают тематические вечера. Они обладают значительными возможностями идейно-эмоционального воздействия на духовную сферу будущих защитников Родины и сочетают в себе элемент героико-патриотического воспитания с организацией отдыха учащихся. Проводить их довольно сложно в организационнометодическом отношении, требуется выразить определенное содержание в его тематическом и логико-организационном единстве.

Необходима разработка развернутого сценария, в котором должна быть определена последовательность использования средств героико-патриотического воспитания для раскрытия проблемы подготовки молодежи к защите Родины, входящей в систему духовных ценностей молодежи. Действенность вечера определяется прежде всего комбинированным характером применяемых средств героико-патриотического воспитания, возможностями их воздействия на все сферы личности учащихся.

Основными специфическими чертами тематического вечера по героико-патриотической тематике являются публицистичность, документально-художественная образность, наличие четко выраженного сюжета, использование «звучащей армейской среды» (военные песни, марши, сигналы, произведения строевого репертуаравоенных оркестров и т. д.), воинских ритуалов, композиционная стройность сценического действия и лирико-эпическая повествовательность, опора на жизненный опыт молодежи, их отношение к проблемам войны и мира, защите Отчизны.

Интересно
При проведении подобных мероприятий важно использовать привлекательные для молодежи художественно-эстетические средства – чтение стихов современных поэтов, а также поэтов, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, исполнение песен, популярных в молодежной среде; проведение поэтических и музыкальных конкурсов на патриотическую тематику; просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов, произведений литературы, живописи и др.

Тематические вечера посвящаются знаменательным датам и героическим событиям из истории нашей Родины. Вооруженных Сил России, боевым и трудовым традициям российского народа, жизни замечательных людей, вопросам подготовки молодежи к защите Родины и мира.

Тематика вечеров должна носить обобщающий характер, отличаться яркой выразительностью: «Подвиг народа в Великой Отечественной войне», «Мирному труду российского народа – надежную защиту», «Каковы особенности воинского долга в современных условиях?», «Помни, что когда-то шли на бой ребята», «О тех, кто отдал свою жизнь борьбе, чтоб хорошо жилось и мне».

Большой эффективностью воздействия на развитие духовной готовности учащихся к защите Родины обладают циклы тематических вечеров: «Гуманизм российской внешней политики», «Борьба за сохранение жизни на земле – общечеловеческая проблема», «От экономики вооружений – к стабильной экономике», «Современный терроризм», «Мир без оружия и войн – не утопия», «Служению отечеству – твой долг».

Про видение циклов тематических вечеров планируется обычно на учебный год. Количество тематических вечеров в каждом цикле определяется в зависимости от объема и характера рассматриваемых проблем, уровня подготовке учащихся. Как правило, циклы включают 5–7 вечеров, которые проводятся 1–2 раза в месяц, чаще всего для одной и той же аудитории.

Вечер готовит и проводит инициативная группа. Из ее членов выбирается ведущий. Им должен быть человек, обладающий глубокой культурой, эрудицией, владеющий обширными знаниями по истории и теории о войне и армии, о защите Отечества, умением остро и увлеченно ставить вопросы, основными ораторского искусства, искусством импровизации, определенным полемическим даром.

Интересно
Он должен быть готов к заполнению непредвиденных пауз уметь поддержать настроение и интерес аудитории, грамотно использовать иллюстративный материал, добиваться логической последовательности всех компонентов сквозного действия, обеспечивать композиционное единство вечера. Ему следует заблаговременно изучить содержание тематического вечера, ознакомиться с интересными и предложениями учащихся.

Важно заранее наметить выступающих, рассказывать им об идейно-теоретическом замысле вечера, ознакомиться с примерным содержанием их выступлений, подобрать наглядные и художественные средства отражения темы. Декоративно-художественное оформление зала, красочное объявление, эмблема вечера, плакаты, наглядные пособия, разнообразные выставки (книжноиллюстративные: документальные, реликвийные и др.), фото- и светогазеты, произведения искусства (репродукции картин, фрагменты кинофильмов, драматических произведений, спектаклей, музыка, танцы, фотографии) способствуют передаче идей вечера, дополняют и усиливают живое слово, создают эмоциональный настрой присутствующих.

Целесообразно также заблаговременно подготовить номера художественной самодеятельности, литературно-музыкальные композиции, аудиозаписи, диапозитивы, диафильмы, заказать необходимые кинофильмы и т. д. В программах тематических вечеров широко используются выступления общественных деятелей, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил России, учеными, работниками культуры и искусства.

Важным условием повышения эффективности вечера являются в нем аудитории. Существует немало приемов активизации присутствующих, например, создание проблемных ситуаций, диалог с участниками Великой Отечественной войны, локальных военных конфликтов, ветеранами Вооруженных Сил.

Созданию ситуаций эмоционального подъема аудитории способствует использование воинских ритуалов, минут молчания, скандирование приветствий и лозунгов, использование «звучащей армейской среды». Для примера кратко остановимся на методике и содержании подготовки и проведения тематического вечера «Учись у героев Отчизну хранить».

Инициатором его проведения явилась общественная организация класса. Классный руководитель, учителя помогли разработать сценарий вечера, подобрать необходимые материалы, подготовить выступления учащихся  . Подготовка вечера включала выявления идеалов, ценностных ориентаций, смыслов, видения жизненных перспектив старшеклассников и их отношение к проблемам служения Отечеству, подбор и изучение литературы, стихов, песен, которые прозвучат на вечере, книг для обзоров, фильмов, диапозитивов, мультимедиа, магнитофонных записей, грампластинок военного и послевоенного времени, организацию книжных выставок; определение круга участников Великой Отечественной войны; оформление помещения.

Вечер открылся музыкальным прологом. Затем ведущий во вступительном слове ознакомил присутствующих с содержанием военной доктрины Вооруженных Сил России, назвал имена героев, выполнивших с честью свой гражданский и воинский долг (завязка). В основу идейно-тематического замысла вечера была положена дискуссия учащихся о том, что такое подвиг, каков путь к нему, всякий ли человек способен совершить героический поступок (развитие действия). 

Затем участники вечера прослушали литературномузыкальную композицию под девизом «И мужество, как знамя. Пронесли». Особое место в композиции заняли стихи поэтовкомсомольцев, тех, которые «ушли, недолюбив, недокурив последней папиросы» (П. Коган, М. Кульчицкий, Н. Майоров и др.). Литературно-музыкальная композиция иллюстрировалась кадрами документальной кинохроники военных лет. Участники вечера с интересом прослушали выступления ветеранов Великой Отечественной войны о мужестве и героизме фронтовиков.

Их воспитание перекликались с выступлениями учащихся, содержанием литературно-музыкальной композиции. Вечер закончился просмотром эпизодов кинофильма «Горячий снег», раскрывающих мужественный и благородный облик воина, который служит образцом для нынешнего поколения защитников Отечества (эпилог).

Важную роль в героико-патриотическом воспитании учащиеся молодежи, подготовке ее к защите Родины играют встречи с ветеранами войны и труда, которые являются страстными пропагандистами боевых и трудовых традиций российского народа. Многие из них имели ранения, контузии, но, несмотря на это, они и сегодня в строю, продолжают работать вносить свой вклад в укрепление могущества и славы России.

Ветераны воспитывают нашу молодежь в духе преданности Родине и народу. Помочь молодежи представить во всей значимости и полноте героическую эпопею, осмыслить истоки невиданного мужества и стойкости советских воинов на фронте и тружеников в тылу,оживить рассказ о героических подвигах достоверными фактами – почетный долг ветеранов.

Но во время встреч ветераны рассказывают не только о подвигах, но и о том, как воспитать у себя гражданскую ответственность за свои поступки и действия, за судьбу своей Родины. Опыт ветеранов – это достояние российского общества, ведь это – опыт Великой Победы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)