Методика подготовки и чтения лекции

Эффективной формой военно-патриотического воспитания учащихся является лекция как особый вид устного выступления, проверенный опытом способ общения, представляющий собой одну из форм обучения и воспитания в старших классах школы, в вузах, в подготовленной аудитории. В ее основе лежат принципы обучения и теории воспитания, задачи изучения данного предмета.

Связующим звеном между ними является принцип воспитывающего обучения. В отличие от других форм и методов, лекция даст возможность полно и разносторонне, на богатом фактическом материале, выразить свое отношение, осветить любой аспект патриотической деятельности школьника.

Лектор эмоционально заражает своей приверженностью к делу служения Родине своих слушателей, возбуждая стремление следовать, поступкам героев-защитников Отечества. Специфика лекции по героико-патриотической тематике проявляется в характере темы, форме построения, объеме научной и методической информации, функциональных возможностях по формированию у учащихся опыта служения Отечеству.

Поэтому, прежде чем говорим, о методике подготовки лекции, следует разобраться в том, как она включается в учебно-воспитательный процесс учебных заведений, каковы ее функции в патриотическом воспитании молодежи.

Лекция – важнейший метод учебно-воспитательной работы, обеспечивающий воздействие на сознание учащихся. Это эффективный способ передачи большого объема информации. Как метод обучения в школе, она используется чате всего в том случае, когда необходимо передать учащимся по содержанию информацию, которая потом будет углубляться, дополняться на уроках и в разнообразной внеучебной деятельности.

Интересно
Лекция – это не пересказ одного источника, а синтез разнообразной информации: истории вопроса, теоретических позиции, фактов, их осмысления и оценки, столкновения мнении, нерешенных проблем и т. д. Лектор выступает как соавтор идей ученых, как бы «встает на их плечи» и видит дальше литераторов, публицистов, взгляды которых он излагает.

Лекция должна быть персонифицирована, в ней должны просматриваться собственная позиция лектора, его отношение к изучаемому вопросу. Это не только информирование учащихся, но и воздействие на все компоненты готовности личности к защите Отчизны. В связи с этим в структуре лекции целесообразно использовать различные типы ситуаций патриотической деятельности учащихся, моделирующих феномен служения Отечеству.

Конечно, наивно было бы думать, что разовая лекция сможет реализовать все эти функции. Ее воспитательные и развивающие возможности могут быть реализованы только в системе духовного и нравственного воспитания, в структуре целостного учебновоспитательного процесса, где она выполняет названные функции.

Разработка лекции начинается с формулировки и выявления обшей проблемы. Очень важно, чтобы тема была интригующепроблемном, «цепляла», вызывала интерес у обучаемых. В лекции должно быть 5–7 эмоционально насыщенных слов. Как показывает практика чтения лекции на патриотическую тематику, большой популярностью пользуются темы: «Романтика армейской службы. В чем она?», «Защитник Родины. Каким ему быть?», «Готов ли ты совершить подвиг?», «От дисциплины до геройства дин шаг», «Возьми себе в пример героя», «Дорогу в космос проложили наши соотечественники», «Творцы отечественного оружия» и др.

Интересно
В каждом из этих тем есть проблем, то есть вопрос, который предстоит решить учащимся. Конкретность же во всех случаях определяется ее содержанием, четкой структурой, логикой мысли, определенностью суждении в раскрытии существа темы с учетом уровня знаний учащихся, их интересов и потребностей, желании, а также возможностей учителя. 

Наиболее широко в практике работы образовательных учреждении различных видов и типов используются лекции и их циклы, которые имеют междисциплинарный характер, например «Научно-технический прогресс и его влияние на развитие военного дела». «Военная наука о роли человека и техники в современной воине», «Внешнеполитическая и дипломатическая деятельность России на современном этапе». «Угрозы международного терроризма».

Такие циклы позволяют, используя знания разных дисциплин, полнее осветить определенные проблемы, способствуют формированию у учащихся целостной картины предстоящей деятельности по созиданию и защите Отечества. Важным элементом разработки лекции является правильная постановка целей (образовательных, воспитательных, развивающих. Учителя, как правило, не умеют правильно поставить цель, а следовательно, не планируют определенный результат лекции. Цель при этом нередко путают с темой.

Цель – это, те изменения в сознании личности учащихся, его знаниях, которых намерен достичь лектор. Это стержень лекции, им определяется отбор соответствующих средств его реализации. При определении целей лекции следует учитывать не только специфику темы, но и характер аудитории. Сформулировав цель лекции, следует приступить к составлению ее плана. Он должен быть логичным и соответствовать содержанию, на которое указывает тема, фиксировать внимание на узловых вопросах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)