Метод наблюдения в детской психологии

1. Детская психология

2. Книга немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (188

3. Метод наблюдения

 

Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача заключалась в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась, соответственно, в наблюдении за процессами развития.

Результаты таких наблюдений обычно фиксировались в виде дневни­ковых записей. Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч. Дарвин. Именно он первый описал появление улыбки ребенка на 45-46-й день жизни, привязан­ности ко взрослому в конце пятого месяца жизни и много других важ­ных фактов.


Первой книгой по детской психологии считается книга немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (1882). В исследовании Прейера ребенок впервые был подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же временные интервалы.

Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Так, известный немецкий детский психо­лог В. Штерн использовал дневниковые записи, которые он вел вместе со своей женой, для обоснования своих гипотез. Крупный швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, час­то ссылается на наблюдения за собственными внуками. Д. Б. Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса фор­мирования предметных действий ребенка.

 

Существовали целые научные учреждения, где метод наблюдения за детьми был основным. Например, Н. М. Щелованов организовал в 1920 году клинику нормального развития детей, в которой жили пре­ имущественно подкидыши и сироты.

 

За развитием детей в клинике велось круглосуточное наблюдение, благодаря чему мы получили немало классических работ по детской психологии. В них впервые были выявлены и описаны комплекс оживления у младенцев, инте­ресные особенности развития ходьбы и предметных манипуляций детей и пр.


Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все за­ висит от того, что и как долго наблюдать. В зависимости от этого выде­ляют несколько вариантов наблюдения.

Во-первых , оно может быть сплошным и выборочным.

 

Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны по­ведения ребенка. Их задача — описать общую картину поведения.

 

Ко­нечно, фиксировать все движения и все слова ребенка невозможно. Фиксируется только то, что представляется наблюдателю наиболее важным и значимым, в особенности то новое, что можно увидеть в ре­бенке в момент наблюдения. Но что именно окажется новым и главным, исследователь заранее не знает (или не формулирует).

В отличие от этого, выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее. Например, вы­ражение эмоций у ребенка, или его действия с игрушками, или особен­ности слов ребенка и пр. При этом фиксируется поведение ребенка в каких-либо естественных ситуациях или в определенные отрезки вре­мени (во время игры, во время общения со взрослыми и пр.).

Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть неви­димой для ребенка или не привлекать к себе его внимания. Для этого  используют специальный прибор — зеркало, обладающее односторон­ней проницаемостью (или гизелово зеркало, названное так в честь его изобретателя Гизела).

Его помещают между комнатой, в которой нахо­дится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь. В первой комнате оно представляет собой обычное зеркало, а во второй — окно, через которое можно наблюдать за ребенком. В настоящее время для скры­того наблюдения используют телевизионные установки, видео и ки­нокамеры. Его может осуществлять также привычный и незаметный д ля ребенка взрослый. Главное, чтобы он не нарушал непринужденно­сти и естественности поведения ребенка.

 

Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрос­лый не только является видимым, заметным для ребенка, но и уча­ствует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и пр.). Он включен в деятельность ребенка.

 

В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение за малышом (отме­чает для себя его реакции, его инициативные и ответные действия, его эмоции и высказывания и пр.), а потом описывает свои наблюдения.

Здесь нужно не только замечать и запоминать все проявления ребенка, но и уметь наблюдать за самим собой, учитывать свои собственные действия, вызывающие те или иные проявления наблюдаемого малы­ша. Таким включенным наблюдением нередко пользуются воспитате­ли, педагоги, родители и другие взрослые, находящиеся в постоянном контакте с детьми.

В-третьих , наблюдение может быть одноразовым (или срезовым) и длительным (пролонгированным или лонгитюдным).

 

При одноразовом наблюдении процедура исследования проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обыч­но сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, или детей разного возраста, или детей из разных культур и пр.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики.

 

Пролонгированное (лонгитюдное) наблюдение отличается тем, что оно продолжается в течение долгого времени (нескольких лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследова­тель сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей).

Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, но­вых интересов ребенка, описать различные стадии его развития. Упо­мянутые выше дневниковые записи родителей и психологов являются типичными случаями пролонгированных наблюдений.

Однако во всех случаях исследователь может прослеживать только внешние, наблюдаемые стороны поведения ребенка: его высказывания,  выразительные движения, его действия с игрушками и пр. Но психоло­га интересуют не сами по себе внешние проявления, а те внутренние, психические процессы, которые скрываются за ними и которые недо­ступны непосредственному наблюдению.

 

Чтобы понять эти процессы и уметь интерпретировать наблюдаемое поведение ребенка, психологу необходимо иметь предварительное представление о том, что он может и хочет увидеть, и владеть теми понятиями, тем языком, с помощью которого он будет описывать поведение ребенка.

 

Успешность наблю­дения зависит от того, насколько четко сформулирована для исследо­вателя цель наблюдения и насколько ясно он представляет себе, что он будет наблюдать. Если этого нет — его впечатления будут расплывча­тыми и неопределенными, главное смешается с второстепенным, и по­лучить какой-либо фактический материал окажется невозможным.

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много «живых» интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в есте­ственных условиях его жизни. Этот способ незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов.

Вместе с тем он имеет и ряд недостатков, главный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Здесь требуется высокая психологическая квалификация исследователя и огромные затраты времени, которые вовсе не гарантируют получения новых фактов.

Специалист вынужден ждать, пока интересующие его явления возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех и ли иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, на­ блюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что ему еще не известно, проходит мимо его внимания. Для фиксации этого исполь­зуется другой метод — эксперимент.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)