Место андрагогики в системе человекознания

Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А.Каппом. Выстроенное по аналогии со словом «педагогика», оно имеет греческое происхождение (андрос — мужчина, человек; агогейн — вести).

Если переводить буквально, андрагогика — это «ведение взрослого человека» (человеко-ведение). Поскольку термин порожден педагогической действительностью, речь идет о ведении с помощью образования.

Андрагогику можно рассматривать с разных позиций, как:

  • область научного знания;
  • сферу социальной практики;
  • учебную дисциплину.

Для того чтобы составить представление о научной специфике андрагогики, необходимо определить: предмет, который она изучает; систему понятий, которыми этот предмет описывается; основные принципы и методы, способствующие процессу его научного познания и преобразования. В соответствии с этим обозначаются место и функции андрагогического знания в системе современной науки.

Освоение андрагогики как сферы социальной практики предусматривает приобретение профессиональных установок, знаний, умений, навыков, ценностных отношений, соответствующих смыслам и сущности деятельности по обучению взрослых.

Для понимания особенностей андрагогики как учебного предмета важно установить ее место и образовательный потенциал в структуре подготовки специалиста.

Будучи сравнительно молодой отраслью научного знания, андрагогика находится в процессе становления. Родство терминов «педагогика» и «андрагогика» в течение многих Андрагогика лет служит поводом для профессиональных как отрасль науки споров. Явно сохраняя смысловую преемственность со сферой педагогики, понятие «андрагогика» в то же время содержит указание на специфику обучения взрослого человека и необходимость ее специального исследования.

В силу этого противоречия место андрагогики в кругу других наук пока точно не определено. Одни понимают ее как раздел педагогики по аналогии с пренатальной педагогикой, дошкольной педагогикой, теорией и методикой начального образования, дидактикой, педагогикой высшей школы.

Другие, учитывая специфику природы взрослого человека как субъекта обучения, выводят андрагогику за пределы собственно педагогики как области, занимающейся исключительно «ведением ребенка». Сторонники этой точки зрения делают акцент на интегративной природе андрагогики, объединяющей знания о взрослом обучающемся человеке из многих областей.

Одно несомненно — андрагогика носит междисциплинарный характер. Тесная взаимосвязь андрагогики с педагогикой и теорией образования взрослых легко обнаруживается при сопоставлении их предметов.

Интересно
Предмет педагогики в общем виде можно определить как становление человека в педагогической реальности. Предмет теории образования взрослых — система образования взрослых как социокультурный институт. Специфическим предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования.

Очевидно, что областью пересечения научных интересов для названных областей знания является взрослый человек. Основная функция андрагогики в соответствии со смыслом, заложенным в ее названии, — вести взрослого человека. А для этого необходимо знать природу и особенности того, кого ведешь.

Поэтому, несводимо тесное взаимодействие андрагогики с другими областями научного знания и практики, входящими в систему наук, которая в конце 60-х годов XX столетия была определена известным российским психологом Б.Г.Ананьевым как человекознаные.

В центре внимания человекознания находится человек в его целостности, одной из форм представления которой служит образ. В результате синтеза разнообразных видов знания рождается научный образ человека в единстве «всех его определений», когда «космическое, биологическое, социальное и душевное начала должны быть взяты одновременно» (В. И. Соловьев).

Подобное целостное представление соответствует конкретно-историческому уровню развития познания. В этих рамках андрагогическое знание выполняет особую функцию, концентрируясь на проблемах, связанных с обучением в системе взаимодействия взрослых людей.

Андрагогика — это гуманитарная область знания. В ее пространстве осуществляется синтез идей и положений из области не только человекознания, но и обществознания, философии образования, культурологии, других дисциплин.

Логика процесса требует выработки теоретических оснований отбора необходимых сведений применительно к обучению различных категорий и групп взрослого населения. Объединяющей доминантой служит проблематика участников образовательных процессов, характеризующихся состоянием взрослости.

Научный контекст андрагогического знания определяется рассмотрением таких категорий, как:

  • человек (в его целостности на этапе жизнедеятельности, характеризуемом как взрослость);
  • взрослость (качество, задающее возрастной и социальный диапазон рассмотрения специфики взрослого человека как субъекта обучения);
  • образование (социокультурный механизм целенаправленного швития и формирования человеческого качества (образа) на юнове систематизированного в содержательном и процессуальном отношениях обучения и воспитания);
  • образование взрослых (находящийся в контексте непрерывного образования процесс профессионально-личностного становления 1еловека, осуществляющийся в вариативных формах);
  • непрерывное образование (образование, рассматриваемое в соотнесении с целостным пространством жизнедеятельности человека);
  • андрагог (общее название для специалистов, содержание рабо-т которых связано со сферой обучения взрослых).

Андрагогика являет собой яркий пример выражения общих тенденций развития современного научного знания. С одной стороны, это интеграция информации вокруг Клюевых проблем, с другой — ее специализация и дифференциация.  силу этого андрагогика органически может входить составной частью и в теорию педагогики, и в теорию образования взрослых,  в систему человекознания, оставаясь вполне самостоятельной областью знания.

Современное поле исследований в области андрагогики включает в себя:

  • изучение образовательных потребностей различных категорий и групп населения с учетом возраста, пола, социального статуса, уровня профессиональной подготовки, состояния здоровья;
  • изучение и моделирование направлений, форм и функций образовательной деятельности взрослого человека на уровне базового и дополнительного профессионального образования, самообразования, образовательного досуга, просветительской деятельности, духовного развития;
  • разработку содержательно-целевого, технологического, кадрового обеспечения системы образования взрослых.

Принципами формирования и развития андрагогического знания являются: интегративностъ, практикоориентированность, гуманитарность.

В андрагогических исследованиях широко используется следующий спектр методов:

  • социологические (социологические опросы, социометрия для получения массива фактических данных о состоянии образования взрослых);
  • статистические (для определения тенденций развития сферы образования взрослых);
  • сравнительный анализ (для сопоставления специфики возрастных периодов, различных моделей образования взрослых и др.);
  • лонгитюд (эмпирическое исследование социальных объектов, предполагающее длительное изучение одних и тех же групп, лиц, социальных институтов, связанных с проблематикой образования в течение жизни);
  • мониторинг (метод, позволяющий дать качественную оценку тенденций развития образовательных явлений на основании периодически повторяющихся количественных измерений, выполняемых по единой структуре и показателям);
  • биографический метод (изучение биографических материалов, мемуаров, отражающих вопросы образования в течение жизни);
  • контент-анализ (качественно-количественный анализ документов, источников);
  • интерпретативные (позволяющие обнаруживать смыслы и ценности, определяющие содержание и способы образования различных категорий населения).

В мировой и отечественной науке довольно хорошо разработаны научно-методические подходы, которые позволяют моделировать деятельность социальных институтов, Андрагогика призванных удовлетворять образовательные как сфера потребности категорий и групп взрослого населения с учетом их специфики.

Основными практики принципами организации образовательной деятельности взрослого человека являются:

  • непрерывность,
  • нелинейность,
  • открытость,
  • вариативность,
  • кооперация,
  • самоорганизация.

Современная социально-экономическая ситуация России прогнозирует увеличение значимости образования взрослого населения в ближайшие 10 лет.

В условиях абсолютного старения населения России процент взрослых, нуждающихся в дополнительном, профессиональном и общекультурном обучении, постоянно растет в силу ряда причин:

  • расширение содержания понятия «грамотность» в изменяющемся обществе обусловливает необходимость компенсировать пробелы в базовом общекультурном образовании взрослых, не владеющих многими современными знаниями и умениями (понимание современной картины мира, владение компьютером, коммуникативными навыками, способность к социальной адаптации и др.);
  • развитие наукоемких и интеллектоемких производств резко повышает требования к уровню квалификации работников, стимулируя их участие в процессах «пожизненного» повышения квалификации и переподготовки;
  • интенсивное переструктурирование рынка труда ведет к высвобождению значительного количества трудоспособных людей (в том числе и с высоким образовательным цензом). Именно со сферой образования взрослых впрямую связаны возможность переобучения людей, потерявших работу, и социальная перспектива получения ими после соответствующей профессиональной и социально-психологической коррекции достойно оплачиваемых мест;
  • в ближайшие годы ожидается увеличение процента взрослых, не имеющих полного среднего, а иногда и среднего базового образования. Причина — рост числа детей, которые в настоящий момент не проходят систематического школьного обучения, прогнозируемые сложности перехода страны к 12-летнему образованию;
  • расширение зоны межнациональных конфликтов после распада СССР породило проблемы среднего, вузовского, последипломного образования на родном языке для русских людей, находящихся на территории иностранных государств, а также мигрантов;
  • массовое увольнение в запас военнослужащих ведет к необходимости поиска и освоения ими новых сфер профессиональной деятельности, связанного с переподготовкой и социально-психологической адаптацией;
  • развитие современных компьютерных технологий открывает принципиально новые возможности для непрерывного профессионального образования и интеграции в общество взрослых инвалидов;
  • перспективной представляется идея возвращения в социум людей, совершивших правонарушения и находящихся в тюрьмах, через их социальную реабилитацию и духовное развитие с помощью различных форм образования и просветительства.

Таким образом, можно говорить о тенденции постоянного расширения контингента, подпадающего под определение «взрослые, нуждающиеся в образовании и профессиональной подготовке».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)