Исторический очерк развития теории образования взрослых в России

Соединению и развитию разнообразных форм внешкольного образования и просвещения взрослых во второй половине XIX в. сопутствовало зарождение первых педагогических  идей и теоретических положений в сфере теории ре образования взрослых.

Возникновение внешкольных педагогических идей в области общего образованиявзрослых в России связано с экономическим и социально-политическим развитии

В дореволюционной страны во второй половине XIX в. С одной России стороны, развитие капиталистического производства выдвигало новые, более высокие требования к уровню грамотности, образованию и развитию рабочих.

С другой — рост гражданского самосознания и политической активности самих рабочих обусловливал их стремление к образованию. Для стихийно складывающихся форм внешкольного образования взрослого населения требовалось теоретическое осмысление.

Основой для формирования первых дидактических идей послужила деятельность воскресных общеобразовательных школ для народа, возникновение которых связано с именами таких замечательных педагогов, как К.Д.Ушинский, В. И. Водовозов, Н. И. Пирогов, Н.А.Корф, В.Я.Стоюнин.

Следует отметить, что К.Д.Ушинский рассматривал педагогику как науку о воспитании не только детей, но и человека в целом, о чем свидетельствует все содержание его капитального труда «Педагогическая антропология». В 1861 г. в статье «Воскресные школы» К.Д.Ушинский обосновывал ряд дидактических идей относительно образования взрослых.

По его мнению, содержание образования в воскресной школе должно отвечать двум целям: формальной (развитие у учащихся умственных способностей, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, рассудка) и реальной (сообщение знаний, формирование умений и навыков, применяемых в жизни). Важно, считал он, отбирать самое существенное, «быть строже в выборе предметов, избегать всего пустого и бесполезного».

К.Д.Ушинский впервые в отечественной педагогике выдвинул идею о связи обучения взрослых с их трудовой деятельностью, требуя давать знания, которые помогли бы учащимся осмыслить свое ремесло, рекомендуя учителям посещать мастерские, производства. Принцип развивающего обучения, уже сформировавшийся к этому времени в детской школе, К. Д. Ушинский перенес на образование взрослых.

Одной из задач воскресной школы, по его мнению, является развитие у взрослых учащихся желания и способности самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, «учиться всю жизнь». Отмечая разнообразие «лиц, одежд и состояний» взрослых учащихся, К.Д.Ушинский подчеркивал необходимость индивидуального подхода к школьному обучению, а также настаивал на использовании в его процессе различных средств наглядности.

Дальнейшее развитие педагогических идей, связанных с образованием взрослых, в дореволюционный период идет параллельно возникновению в практике различных форм внешкольного образования.

В первом социально-педагогическом труде «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» (1870), автором которого является А.Щапов, проводится мысль о необходимости «учить высшим естественным наукам простых деревенских парней и взрослых крестьян». Заметной работой в области внешкольного образования стала книга народнического писателя А. С. Пругавина «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания» (1890).

Первым педагогом-просветителем, начавшим специально разрабатывать теорию внешкольного образования, был В. П. Вахтеров. Со времени издания в 1896 г. книги «Внешкольное образование народа», работы «Сельские воскресные школы и повторительные классы» и до конца своей жизни В. П.

Вахтеров вел теоретическую и практическую деятельность в сфере школьного и внешкольного образования взрослых. Он пишет многочисленные статьи и книги, выступает с докладами, в которых раскрывает сущность и особенности существующих форм внешкольного образования взрослых, показывает связь между ними. Позднее, в 1917 г., им была опубликована книга «Всенародное школьное и внешкольное образование».

Крупным деятелем просвещения и одним из первых теоретиков внешкольного образования был В.И.Чарнолусский. Наиболее значимой его работой стала книга «Основные вопросы организации внешкольного образования в России», опубликованная в 1909 г.

В отличие от своих предшественников, которые сосредоточивали свое внимание на отдельных видах внешкольного образования, В.И.Чарнолусский рассматривает его как единую систему, выделяя в ней:

  • школы для взрослого населения;
  • учреждения для удовлетворения потребностей в чтении (библиоте1си, общественные издательства, книжная торговля);
  • учреждения для распространения научных и специальных знаний среди населения (курсы, лекции, чтения);
  • общественные развлечения (театры, кинематограф, концерты) и спорт;
  • музеи и картинные галереи;
  • народные дома. Особое внимание он уделял  самообразованию взрослых.

В.И.Чарнолусским поставлена проблема взаимоотношений государства, органов местного самоуправления, общественных организаций и частной инициативы в становлении внешкольного образования. Государство помогает законодательными мерами, обеспечивая свободу деятельности.

Органы местного самоуправления осуществляют непосредственное руководство. Частной инициативе благотворительного и кооперативного характера должна предоставляться полная свобода. Решение проблем обучения и просвещения взрослого населения России В. И. Чарнолусский связывал с демократизацией общественной жизни, с установлением неприкосновенности личности, свободы • совести, слова, печати, собраний, союзов.

Только при этих условиях, считал он, дело внешкольного образования получит I прочный, незыблемый фундамент для своего полного и широкого развития.

Русских педагогов и общественных деятелей интересовали также экономические аспекты образования взрослых, в частности развитие образования взрослых для профессионально-технической подготовки работников, нужных для развивающейся в России промышленности, и влияние общего образования на производительность труда.

Так, крупный экономист И. И.Янжул на основе сравнения уровня грамотности с состоянием производительных сил в России и других странах пришел к выводу, что первая и важнейшая причина низкой производительности труда и экономической отсталости России заключается в безграмотности народа.

Интересно
Развитие общего образования взрослых в конце XIX в. шло по трем направлениям: школьное образование (прежде всего, воскресные школы), внешкольное образование (курсы, лекции, внешкольные чтения, народные дома) и самообразование.

Большой вклад в теорию и практику самообразования взрослых внес Н. А. Рубакин — писатель и ученый, занимавшийся пропагандой книги, талантливый популяризатор науки, библиограф, крупный общественный деятель в области народного просвещения.

Среди более чем 20 его работ, посвященных самообразованию взрослых, наиболее известны «Письма к читателю о самообразовании», «Как и с какой целью читать книги», «О сбережении сил и времени в деле самообразования», «К творческой работе в обыденной жизни». В «Письмах к читателю о самообразовании» он Указывал на связь школьного и внешкольного образования, утверждал принцип непрерывности самообразования взрослых, призывая не прекращать самообразовательной работы в течение всей жизни.

Последовательно осуществляя главную цель своей жизни — бороться против неравенства в образовании, Н.А.Рубакин написал более 250 научно-популярных книг и брошюр для народа, охватывающих многие отрасли знаний.

Он переписывался с тысячами читателей из всех уголков России, главным образом с трудящимися, и признавал, что устроил у себя «народный университет» путем переписки. Им были составлены и разосланы 15 тысяч индивидуальных программ самообразования.

Н. А. Рубакин разработал специальную отрасль психологии — «библиопсихологию», изучающую человека как читателя, процесс чтения, влияние книги на человека, творческое взаимодействие между писателем и читателем.

В 1912/13 учебном году в Педагогической академии в Петербурге Е. Н. Медынским впервые в России был прочитан курс по внешкольному образованию. Его лекции послужили основой для издания книг «Внешкольное образование, его значение и техника» (1913) и «Методы внешкольной просветительской работы» (1915).

Позднее, в послереволюционный период, Е.Н. Медынским была подготовлена «Энциклопедия внешкольного образования» (т. 1 — «Общая теория внешкольного образования». — М.; Л., 1925). Показав в своих работах различие школьного и внешкольного образования, Е. Н. Медынский обогатил и обосновал принципы и методы внешкольного образования, раскрыл особенности взрослой аудитории, определил требования к деятелю по внешкольному образованию.

Основное содержание теории внешкольного образования взрослых на рубеже XIX и XX вв. составляли вопросы общего образования. Уже в те годы педагоги понимали, что в школы для взрослых нельзя переносить опыт детских школ, не трансформировав его с учетом возраста.

Они считали, что для воскресной школы взрослых необходимо создать свою собственную дидактику и методику, выработать особый, ускоренный темп преподавания, придать преподаванию серьезный характер, соответствующий запросам взрослого человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)