Народные университеты

В самом названии «народные» школы, курсы, университеты ясно обозначена обращенность этого типа образовательных учреждений к широким массам населения. Можно говорить о двух основных направлениях в развитии народных форм обучения.

Первое из них связано с открытием специальных учреждений, ориентированных на определенный слой населения: рабочих, крестьян, пожилых людей, представителей национальных культур. Второе направление обусловлено поиском форм, позволяющих раздвинуть границы университетских аудиторий и обеспечить доступ широкого круга слушателей к знаниям академического уровня.

Народные формы обучения для взрослых характеризуются:

  • общественным характером управления;
  • добровольным характером обучения;
  • вариативностью программ и сроков обучения;
  • сочетанием форм популяризации научных знаний с прикладными занятиями;
  • созданием комфортной образовательной среды для общения взрослых людей;
  • возможностью социально-психологической защиты в условиях социальных перемен.

Деятельность этого типа образовательных учреждений основана на принципах демократизма, открытости, доступности.

Среди общедоступных просветительских учреждений, способствующих повышению общей и профессиональной культуры населения независимо от образования и возраста, особое место занимают народные школы и университеты.

Первое из таких учреждений, получившее название «Высшая народная школа» («Folke hoj skolen»), было основано в Дании общественным деятелем и педагогом Н. Грунтвигом (1844). Идеи о создании подобных учреждений были изложены им в книге «Школа для жизни» (Skolen for Livet og Akademiet I Soro, 1838) и подразумевали главным образом содействие обучению людей старше 17 лет, не получивших обязательного образования.

Образовательные учреждения под названием «Народные крестьянские высшие школы» возникли в Норвегии (1864), Швещ» (1868) и Финляндии (1889). Они не давал формальных прав своим выпускникам, учебные планы и программы официально не утверждались. Обучение осуществлялось в вид популярных лекций по общеобразовательным программам в сочетании с практическими занятиями по агрономии, ветеринарии кулинарии и т. п.

Как форма обучения взрослых народные школы сохранились в Европе до сих пор. В Дании существуют 107 высших народных школ Они представляют собой курсы продолжительностью от 4 до месяцев, а также краткие летние курсы, включающие программы по философии, истории идей, музыке, драме, вязанию. Экзаменов нет. Учреждения являются частной собственностью.

В Финляндии существует 91 народная школа. Большинство и: них либо частные, либо принадлежат ассоциациям, политическим партиям, профсоюзам и другим движениям. Обучение в школах чаще всего социокультурной направленности, иногда профессиональное. Курсы длятся 1 — 3 года. Государство в ряде случае покрывает до 55 % расходов, студенты платят 20%, остальные расходы берут на себя школы. В Швеции имеется 186 народных школ, в Норвегии — 82.

В 1867 г. преподавателем Кембриджского университета Д. Стюартом было разработано Положение об University Extension (в переводе — расширение университета), в кото ром предлагались курсы популярных лекции по одному из предметов, последующие об   суждения лекционных занятий и письменны работы по темам лекций.

В 1870 г. курсы были преобразованы университет по типу University Extention, название которого был переведено на русский язык как Открытый университет.

По такому же принципу была организована работа народны: университетов в Германии, Бельгии, Франции и других европейских странах, в каждой из которых обучение взрослых отличалось содержательной и организационной спецификой. Например, во Франции Universite Populaire имели характер дискуссионного клуба.

Позднее, в 1890 г., идея распространения университетское образования достигла Америки. По инициативе Американского общества подобные университеты для народа открылись в Чикаго Балтиморе и некоторых других городах.

Среди новых общественных инициатив России начала XX в особое место принадлежало идее народных университетов. Их предшественниками были появившиеся в 80-90-х годах XIX в. раз личные курсы для взрослых.

Наибольшую известность приобрели Пречистенские курсы в Москве, открытые в 1897 г. Московским отделением Русского технического общества. На этих бесплатных вечерних общеобразовательных курсах для рабочих преподавала профессура Московского университета — И. М. Сеченов, А.Н.Реформаторский, Н.В.Чехов и др.

Начиная с 1906 г. общества народных университетов возникают в Москве, Петербурге, затем в Астрахани, Воронеже, Самаре, Саратове, Ростове, Пскове и других городах России. Университеты, открытые по инициативе этих обществ, были неоднородны по целям образования, структуре, содержанию изучаемых дисциплин, формам и методам преподавания.

Особым типом народных образовательных учреждений в России стал городской народный университет. В 1908 г. один из таких университетов был учрежден в Москве на средства общественного деятеля А.Л.Шанявского. В университете читали лекции такие ученые, как П. П.Блонский, В.И.Вернадский, Н.Д.Зелинский, И.А.Каблуков, А.П.Павлов, К.А.Тимирязев, А.Е.Ферсман, А.У.Зеленко и др.

Имелось два отделения — научно-популярное (4-годичное, в объеме гимназии) и академическое (3-годичное, в объеме программы университета по двум циклам наук — естественно-историческому и общественно-философскому). В 1912 г. в университете учились свыше 3600 студентов.

В начале 1908 г. в Петербурге состоялся I Всероссийский съезд деятелей обществ народных университетов. В нем приняли участие около 500 представителей.

После Октябрьской революции 1917 г. народные университеты получили название рабоче-крестьянских. В период 1925-31 гг. на базе высших и других учебных заведений создавались рабочие университеты для повышения уровня общего образования, расширения общетехнических и политических знаний рабочих, а также крестьянские университеты, где изучались вопросы сельского хозяйства, колхозного строительства.

В 50-х годах народные университеты стали возрождаться и применять новую форму массовой культурно-просветительской работы, пропаганду гуманитарных и научно-технических знаний. Их учредителями стали организации общества «Знание», Министерства просвещения, культуры, высшего и среднего специального образования, здравоохранения, творческие союзы, профсоюзы.

Интересно
Народные университеты, охватывавшие большинство отраслей хозяйства, науки, техники, искусства, делились на три типа: развития общего образования (просветительские), повышения профессиональной квалификации, обучения общественным профессиям.

К 1986 г. в нашей стране насчитывалось 39 тыс. народных университетов (20 млн слушателей, 750 тыс. преподавателей), образование велось по 42 профилям знаний, внутри которых была более детальная специализация. Руководители (ректор, декан) работали на общественных началах. Возглавляли народные университеты советы, в которые входили руководители, слушатели, представители организаций-учредителей.

Центральный совет народных университетов действовал (1968 — 1991) при обществе «Знание». Обучение в народных университетах было бесплатным, осуществлялось «без отрыва от производства». На базе народных университетов развернулась деятельность по созданию центров непрерывного образования.

На рубеже 80-90-х годов в связи с перестройкой система народных университетов фактически прекратила свое существование. В определенной степени ее преемником можно считать многочисленные курсы для взрослых, возникшие при высших и средних специальных учебных заведениях, добровольных обществах,  творческих союзах и т. д.

В отличие от народных университетов эти курсы не преследуют широкие общеобразовательные, просветительские цели. Их программы носят сугубо прикладной характер. Как правило, это ускоренное обучение отдельным умениям или профессиям, востребованным в новых экономических  условиях (обучение иностранным языкам, овладение компьютером, маркетинг и т.д.).

Обучение осуществляется на платной основе. Коммерциализация образовательных услуг нарушила принцип всеобщей доступности образования. В целом на этом этапе произошло резкое сокращение образовательных структур, занимающихся общим образованием, но возросло количество различных форм профессионального обучения, повышения квалификации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)