Взрослый как читатель

Образование и самообразование взрослого невозможно представить без чтения разнообразной литературы. Восприятие и интерпретация печатного слова на протяжении веков остается одним из основных источников информации, необходимой человеку.

С помощью чтения происходит его вхождение в   культуру, открываются возможности для развития личности. На основе чтения строится обучение на всех его ступенях, начиная с дошкольного образования. Будучи совершенно особым культурным феноменом, чтение является универсальным средством развития как общей, так и профессиональной культуры личности.

В рамках андрагогики чтение как образовательный источник интересно в контексте личной судьбы человека. Взрослый как субъект образовательного процесса активно участвует в выборе источников информации и построении индивидуального образования.

Поэтому одной из типично андрагогических задач является развитие взрослого как читателя, умеющего ориентироваться в море литературы, владеющего необходимыми умениями и навыками работы с научными, техническими, художественными текстами.

Конкуренция других источников с печатной информацией во второй половине XX в. стала почвой для прогноза о смерти чтения, кризисе книжной культуры и замене ее аудиовизуальными источниками.

Однако этот прогноз не подтверждается многочисленными исследованиями социологов, психологов, библиотековедов, педагогов. Данные проведенного ВЦИОМом в 1998 г. международного сравнительного исследования в европейских странах и США свидетельствуют о высоком удельном весе чтения в жизни человека как в сфере профессионального образования, так и в сфере досуга.

Сегодня существуют две тенденции, связанные с чтением. С одной стороны, наблюдается некоторое сужение прежнего поля книжной культуры, превращение его в один из информационных источников наряду со СМИ, видео, компьютерными сетями. С другой стороны, происходит значительное углубление самого понятия «чтение» в связи с философским отношением к «миру как тексту», который прочитывается, познается с помощью «языков культуры».

В связи с усложнением сферы производства, увеличением числа наукоемких технологий у специалистов возрастает потребность в постоянном профессиональном чтении. Особую роль профессиональное чтение играет в период до 29-30 лет, когда идет активное   включение человека во все виды социальной жизни.

Это находит отражение не только в поиске книг по специальности, но и в формировании интереса к юридической, экономической литературе, работам по менеджменту и деловой коммуникации, практическим руководствам типа «Как организовать свое дело», «Как не разориться на рынке», «Как организовать продуктивное общение» и др.

В профессиональном чтении, особенно научном, основное значение имеет его целенаправленность. Она предполагает умение пользоваться каталогами, рекомендательными списками, справочной литературой, готовность к использованию компьютерных технологий в поиске нужных источников.

Отбор литературы, первостепенно необходимой для решения возникающих проблем, умение отсеивать второстепенную или ненужную (вообще или сейчас) — непреложное условие продуктивности профессионального чтения. Конечно, часть этой работы может выполнить библиограф, но большая доля ее падает на самого читателя.

Поэтому обучение поиску и оценке информации, которая действительно востребована и окажет искомую помощь, составляет немаловажную часть общей и профессиональной культуры взрослого как читателя и специалиста.

Особую роль в повышении эффективности профессионального чтения играет знание рациональных приемов, методов работы с текстом, как предваряющих чтение, так и использующихся во время чтения и после него. Методы до чтения направлены на отбор читателем из уже известного ему перечня литературы наиболее важных, существенных работ и беглый просмотр менее значимых.

Интересно
Методы во время чтения ориентированы на развитие способов скорочтения, применение специальной маркировки текста, приемов мысленного структурирования и «свертки» информации и т. д. Методы после чтения связаны с системой интерпретации и осмысления на основе пересмотра прочитанного, обращения к сделанным выпискам, работы с конспектом.

Источниками чтения являются как домашние, так и муниципальные и научные библиотеки. Число читателей в последних не только не уменьшается, но в ряде случаев растет. Доля нечитающих в России вдвое меньше читающих, хотя довольно значительна.

В разных регионах она составляет от ‘/4 Д° 7з взрослых. В основном это пожилые люди из сельской местности, не приобщенные ни к каким культурным коммуникациям. В 90-ые годы доля нечитающих не росла, оставаясь стабильной.

По имеющимся данным, в контрольный день сплошного учета в течение трех лет в 53 обследуемых библиотеках России было 6 тыс. посетителей, взявших 12 тыс. книг. Удельный вес отраслевой литературы составил в книговыдаче более 27%, художественной — более 64%, в том числе отечественной — 34 %, зарубежной — 28 %, периодики — 7 %.

Даже в трудных современных условиях люди приобретают книги для домашних библиотек: из 1000 опрошенных покупают в год от 1 до 5 книг 30%, от 6 до 10 — 9%, от 11 до 20-5%, более 20 —2%.

Домашние библиотеки с объемом до 100 книг имеют не менее 30 % жителей всех типов поселений (Москва, С.Петербург, крупные и малые города, села); от 100 до 300 — не менее 20 % в городах и 15 % в селе; от 300 до 500 книг — от 7 до 14 % в городах разных типов и 1 % в селе; от 500 до 1000 книг — от 3 до 9 % в городах и 1 % в селе. Свыше 1000 книг — от 0,9 % в селе, до 8 % в Москве и С.-Петербурге.

В еще большей степени, чем в профессиональном чтении, личная ориентация проявляется в чтении взрослыми художественной литературы. Мотивы и методы ее чтения как части общей культуры личности отличаются от мотивов и методов профессионального чтения, подчиняясь другим закономерностям.

Выбор книг для домашней библиотеки за последние годы явственно изменился. Полки домашних библиотек, где собраны «серьезные» книги, сегодня пополняются литературой, имеющей компенсаторно-релаксационную (утешительную, исцеляющую, развлекательную) функцию. Это детективы, приключения, любовные романы, фантастика, прежде считавшиеся непрестижной литературой. Читающий взрослый и в ее рамках находит мастеров того или иного жанра.

У читательской элиты (люди с высшим образованием, в том числе библиотекари) более высокие показатели чтения серьезной литературы:

  • классика составляет 43 %;
  • историческая литература — 56 %;
  • поэзия — 31 %;
  • современная русская и зарубежная проза — соответственно 22 и 14 %.

Но и здесь чтение фантастики выше средних показателей, выше и чтение детективов — 43 %, чтение оккультной литературы составляет 23 % при средней норме 10%. Доля чтения любовных романов и сборников анекдотов — на уровне средних показателей: соответственно 28 и 18%.

Неверно мнение, что читателями общественных библиотек являются в основном пенсионеры. Доля этих людей в ряде библиотек немного превышает 10 %. Наиболее активная часть читателей — люди в возрасте 20 — 45 лет. По данным РНБ, их 54% (до 20 лет — 31 %). Среди читателей больше женщин, чем мужчин, хотя в отдельных регионах эта разница незначительна (54 и 46 %).

Какие же произведения пользуются спросом у взрослых читателей, какими мотивами они руководствуются при выборе книг? Специалисты отмечают, что смещение мотивов и изменение стандартов высокого читательского вкуса приводят к переосмыслению функциональной и смысловой роли литературы в жизни современного взрослого человека.

Ширится своего рода эмансипация читателя во всех сферах чтения. Возрождается мода, особенно у представителей среднего класса, на престижные книги. Сегодня, например, это произведения Б.Акунина, В.Пелевина, Т.Толстой.

Нынешний читатель обращает свое внимание на литературу незаслуженно забытых или сознательно отторгнутых в свое время серьезных, больших писателей как дореволюционных лет (например, Н. Г. Гарин-Михайловский, П. И. Мельников-Печерский и др.), так и современных (Ю.Трифонов, Ю.Домбровский, Ф.Абрамов и др.).

Среди мотивов чтения взрослого человека наиболее характерны прагматические и компенсаторные.

Прагматические мотивы связаны с чтением, осуществляемым в рамках учебы (подготовка к экзаменам, докладам, выполнение конкретного задания) студентами и специалистами, повышающими   квалификацию или занимающимися самообразованием.

Компенсаторные мотивы имеют место в тех случаях, когда чтение является средством разрядки, отвлечения от неприятных ситуаций, выполняет своеобразную психотерапевтическую или релаксационную функцию.

Отмеченный в последнее время исследователями интерес к детективам и любовным романам берет на себя помимо компенсаторной функцию познания жизни с «черного хода», удовлетворяет потребность в супергероев или «красивой» жизни.

Если последние мотивы раньше были характерными для не самых подготовленных групп читателей, то ныне компенсаторная роль чтения возрастает и в среде высокообразованных читателей, читательской элиты. Отмечается отсутствие прежнего интереса к поэзии.

Его место заняло увлечение юмором и анекдотами. Зафиксирована также заинтересованность относительно новыми жанрами — мистикой, жестким фэнтэзи, триллером.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)