Модульное обучение как технология и форма образования взрослых

В 60-х годах XX столетия в колледжах и университетах США появляется новая технология обучения, которая получает название «модульное обучение». Суть ее состояла в том, что учебный план по предмету и соответствующие дидактические материалы раз  бивались на определенное число частей модулей, каждая из которых имела свою завершенность по содержанию.

При этом модуль снабжался инструкциями для студентов по изучению входящего в него материала. Появляются названия «модульные инструкции» и «модульные учебные планы». Поясним, что в США учебный план включает дидактические материалы и называется латинским словом curriculum («каррикулум»). Отметим, что первые варианты модульного обучения возникли в школах, где крупные части учебного дня, а то и целые дни отводились на изучение одного предмета.

Обучение на основе модулей приводит к нескольким положительным эффектам. Во-первых, студент, вооруженный дидактическими материалами и инструкциями, приобретает большую самостоятельность в освоении учебного предмета.

Во-вторых, функция преподавателя с лекционной смещается на консультационную, а у студента уменьшается доля пассивного восприятия материала и появляется возможность его активного обсуждения с преподавателем.

В-третьих, появляются точки промежуточного контроля освоения материала, совпадающие с окончанием каждого модуля. Этот контроль важен как для студента, так и для преподавателя. В-четвертых, происходит более легкое освоение всего предмета путем пошагового изучения завершенных по содержанию модулей.

Модульное обучение широко распространилось в американских университетах и колледжах, а затем нашло своих сторонников и в западноевропейских учебных заведениях. От модульных программ по отдельным предметам учебные заведения переходят к разработке интегрированных модульных учебных планов, охватывающих подготовку по специальностям.

Более того, модульное обучение приходит в институты повышения квалификации, бизнес-школы, а также в различные по продолжительности программы послевузовского образования. Оно оказывается эффективным для работающих взрослых людей, стремящихся повысить свою квалификацию. Обучение идет модуль за модулем, между которыми могут быть и длительные перерывы.

Но каждый модуль — это пусть небольшой, но законченный этап повышения квалификации, сконцентрированный на изучении отдельного предмета или его части. Модуль заканчивается выдачей сертификата. Накопленные сертификаты засчитываются при продолжении обучения и получении диплома о завершении следующей ступени образования или о прохождении подготовки по новой специальности.

Изложенная выше модульная технология обучения оперировала с содержанием учебных предметов, которое подвергала делению на части — модули. Подчеркнем, что модульное обучение зародилось в вузах, где готовятся специалисты интеллектуального труда, где ставятся задачи освоения большого количества информации по различным отраслям знания.

Однако помимо специальностей, требующих высшего образования, существуют рабочие специальности, и чтобы овладеть многими из них, тоже требуются модульная подготовка и в последующем повышение квалификации. Более того, постоянное изменение техники, производства и в рыночной конъюнктуры приводит к тому, что в современных условиях в развитых странах работник в среднем не менее пяти раз в течение своей трудовой жизни меняет специальность.

Отсюда встают задачи быстрой переподготовки, а значит, такой, которая давала бы именно те знания и умения, которые нужны для работы по данной специальности на данном оборудовании. В 1965 г. в Турине (Италия) Международная организация труда (МОТ) создает Международный учебный центр модульного обучения.

Он базирует свою работу на основе точного анализа и описания деятельности, функций (режимов деятельности) и действий работника определенной специальности. При этом описанию подвергаются отдельные действия и операции по каждой функции. В учебных целях для овладения этими действиями и операциями разрабатываются краткие наглядные учебно-инструктивные материалы, получившие название MES (Modules of Emploies Skills — модули навыков рабочих).

В отечественных публикациях эта аббревиатура раскрывается как «модули профессиональных умений» или «модули трудовых навыков». Как правило, один учебный модуль посвящен описанию сложного действия, состоящего из ряда простых. Он состоит из учебных элементов, описывающих эти простые действия. Причем описания составляются так, чтобы действием можно было легко овладеть.

На практике один учебный элемент — это один лист бумаги (или один кадр на экране компьютера), на котором содержатся краткие инструкции, как действие выполнять, и графические изображения инструментов, оборудования и иногда самих действий. Некоторые элементы и модули носят характер вводных, дающих общее инструктивное описание, другие — контрольных, направленных на проверку усвоения действий.

Интересно
Работая с учебными модулями и элементами как с инструкциями, обучающиеся самостоятельно осваивают действия. Инструктор-преподаватель, который имеет расширенный комплект учебных модулей с рекомендациями по обучению, осуществляет общий контроль работы группы в учебных аудиториях и мастерских и в случае необходимости консультирует отдельных обучающихся.

За ним остается также итоговый контроль усвоения. При таком варианте модульной технологии обучающийся одной группы может работать с разными модулями и элементами и каждый из них может осваивать действия и операции в своем индивидуальном темпе.

Специалисты, разрабатывающие вариант модульного обучения, основанный на MES, подчеркивают, что при создании учебных модулей необходимо соблюдать единый подход к анализу профессиональной деятельности. Именно это дает возможность расширять применимость учебных модулей для подготовки и повышения квалификации по разным специальностям и профессиям, поскольку во многие из них входит выполнение одинаковых действий и функций.

Простой пример: навыки пользования измерирольным инструментом нужны и рабочему-станочнику, и слесарю, и наладчику автоматических линий. Это позволяет эффективно использовать силы разработчиков учебных модулей, создавая банки учебных модулей и тем самым быстрее охватывая подготовки по новым специальностям.

Кроме того, оперативно и гибко происходит реакция учебных центров на изменения в профессиональной деятельности. Модульная технология подготовки и повышения квалификации рабочих оказалась настолько успешной, что в 1972 г.

Всемирная конференция по просвещению, организованная ЮНЕСКО, рекомендовала модульную систему как наиболее успешную для непрерывного образования взрослых. В целом модульная технология МОТ исходит из деятельностного подхода к определению содержанию обучения.

Позднее, в самом начале 80-х годов XX в. в рамках подхода ‘МОТ к модульному обучению появляются первые учебные программы подготовки управленцев нижнего звена, составленные из специально разработанных модулей. Таким образом, область применения данного варианта модульной технологии расширяется за счет перехода с рабочих специальностей на управленческие.

В России первый вариант организации обучения взрослых, близкий к идеям модульности, появился в 20-е годы прошлого столетия в Московском государственном электромашиностроительном институте, просуществовавшем до 1933 г. Во времена Советского Союза впервые модульная технология, развиваемая МОТ, была применена в   80-е годы XX в. в Литве, в республиканском Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

В нем начали разрабатываться модульные программы, используемые при повышении квалификации инженерных кадров. Каждая модульная программа по содержанию соответствовала учебной дисциплине и делилась в соответствии с логикой изучения на отдельные модули, которые, в соответствии с подходом МОТ, разбивались на учебные элементы. Каждый учебный элемент представлялся на отдельном листе бумаги альбомного формата.

Безусловно, на развитие идей модульного обучения взрослых оказали влияние работы, начавшиеся в 80-х годах в системе профессионально-технического образования сначала Советского Союза, а потом Российской Федерации. Именно здесь была разработана концепция блочно-модульного обучения, объединившая идеи предметного и деятельностного  подходов к образованию на основе модулей.

Первое учебное заведение дополнительного профессионального образования, которое осуществляло весь учебный процесс на базе модульного подхода, создается в 1990 г. в  Санкт-Петербурге (Образовательный центр «ОМИС», название  которого расшифровывается как «обучающие модульные интерактивные системы»).

Весь учебный процесс в центре, где проходят подготовку и повышение квалификации по разным специальностям и программам, строится из отдельных модулей. По содержанию они разрабатываются с учетом анализа профессиональной деятельности. Каждый модуль объемом около 30 учебных часов изучается в течение недели.

Есть соразмерные модули в 60 и 90 часов, которые проходятся соответственно в течение 2 и 3 недель. Отсюда возможны различные варианты их прохождения для разных обучающихся в зависимости от исходного уровня их подготовки и индивидуальных пожеланий. Начать же обучение можно с разных предметов с любой недели в году.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)