Меры поддержки малого предпринимательство

В России представителям малого бизнеса приходится работать в гораздо более сложных и противоречивых условиях, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

Мировая практика свидетельствует о том, что для полноценного развития малого бизнеса, для реализации его потенциала и преимуществ, а также преодоления многочисленных препятствий необходима серьезная поддержка со стороны государства.

В связи с этим правительства многих стран разрабатывают и реализуют государственную политику развития и поддержки малого бизнеса.

Опыт показывает, что важнейшими направлениями поддержки малого бизнеса являются:

  • финансовая (наличие источников капитала);
  • материально-техническая (лизинг оборудования и аренда помещения по фиксированным целям, возможность покупки, в том числе на льготных условиях, зданий и сооружений, техники, технологического оборудования, транспортных средств);
  • информационная (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и базами данных и т.д.);
  • консультативная (специализированные услуги по вопросам организации, налогообложения, страхования, маркетинга, ведения финансовой отчетности, оформления патентов и т.д.).

С целью поддержки и защиты интересов малых предприятий в России созданы ассоциации малых предприятий, агентства и фонды развития и поддержки малого бизнеса, информационного обслуживания, подготовки кадров, кредитования малого бизнеса и другой помощи. Работают и международные программы, например Европейского и Всемирного банков развития. Проводятся разнообразные конференции и семинары по обучению различным аспектам ведения малого бизнеса.

Лизинг — форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества.

Лизинг является эффективным способом финансирования предприятий, не располагающих необходимыми средствами для капиталовложения в оснащение производства.

Эта ситуация особенно характерна для субъектов малого предпринимательства, как правило, ограниченных в денежных средствах и вынужденных арендовать помещения и оборудование по высоким ценам.

Факторинг — деятельность специализированного учреждения, связанная с взысканием денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой фирмы) и управлением ее долговыми требованиями.

Факторинг выгоден малому бизнесу как форма финансирования, ускоряющая получение платежей, гарантирующая полное погашение задолженностей и снижающая расходы по ведению счетов, которая позволяет руководству и работникам сосредоточиться на производственном процессе и максимизации прибыли.

Франчайзинг — система продажи лицензий (франшиз) на пользование технологией и товарным знаком.

Система франчайзинга позволяет использовать ресурсы крупных предприятий для финансирования малого бизнеса.

Франшиза — лицензия на ведение частного бизнеса в рамках единой фирменной сети с предоставлением фирменной марки более крупной и известной компании и права продавать ее товары и услуги в определенном регионе.

За это получатель франшизы — лицензиат, обычно владелец малого бизнеса, получает право распространять товары или услуги по системе, предписанной выдавшей лицензию стороной, и платит держателю франшизы (лицензиару) вознаграждение или роялти.

Маркетинг — главный механизм предпринимательской деятельности в рыночной экономике.

Он объединяет все процедуры управления, без которых этот вид деятельности невозможен, — от выбора наилучшего варианта технологии и организации производства до определения объема производства и установления цены товара.

Управление предпринимательской деятельностью в компании на основе маркетингового подхода предполагает производство продукции и услуг в объеме полной реализации, что ставит производство в прямую зависимость от спроса.

В этом случае предпринимательская деятельность (научно-техническая, производственная, коммерческая и т.д.) основывается на более полном изучении потребительского спроса и его возможных (прогнозных) изменениях в перспективе.

Интересно
В дополнение к маркетинговым службам предприятий и компаний в России функционирует сеть региональных (в субъектах РФ) и отраслевых маркетинговых центров (ММЦ). Она способствовала созданию такой схемы взаимодействия между покупателем и продавцом, в которой ММЦ выступает в роли маркетингового посредника. В этом случае малые и даже средние предприятия либо отказываются от развития собственной маркетинговой службы, либо значительно улучшают работу созданного на предприятии маркетингового подразделения.

Между предприятием и ММЦ в этом случае установятся информационные связи, схема которых представлена на рис. 3.1, а между предприятием-продавцом и предприятием-покупателем — товарно-денежные (товарообменные) отношения.

В первом случае маркетологи предприятия ограничивают свою деятельность получением и обработкой информации из ММЦ и подготовкой рекомендаций для принятия решений руководством предприятия, во втором — деятельность маркетинговой службы предприятия дублирует некоторые процедуры маркетинга в автоматизированном режиме. Такое решение позволяет ограничить возможные ошибки, расширить диапазон маркетинговой деятельности не только отдельного предприятия, но и целой сети предприятий.

Пользование услугами ММЦ, как показывает опыт, позволяет более обоснованно:

  • выбирать наиболее выгодный рынок в соответствии с ресурсами (факторами производства) предприятия; анализировать рыночные ситуации с целью подготовки предприятий к возможным изменениям на рынке;
  • обеспечивать производителей информацией о тенденциях, перспективах и прогнозах продаж продукции (услуг) для выработки рыночной стратегии и тактики ее реализации.

Систематизация методов поддержки малого предпринимательства позволяет дать рекомендации по тем характеристикам, которые изменяются в процессе совершенствования системы управления предприятием (табл. 3.2).

Сеть маркетинговых центров в России ориентирована на межрегиональную деятельность, обеспечивая в равной степени как рынок данного региона, так и рынки других регионов и развивая тем самым внутренний отечественный рынок как единую интегрированную систему региональных рынков.

ММЦ является менее дорогой, более гибкой формой организации, выполняющей функции сетевого маркетинга. Такие центры могут составить федеральную сеть и тем самым способствовать интеграции российского внутреннего рынка, обеспечивая предпосылки выхода на мировые рынки.

Они способны работать совместно с региональными фондами поддержки малого бизнеса, общественными и государственными структурами регулирования рынков труда, капитала, финансов (рис. 3.2).

В большинстве случаев ММЦ оказывают определенный набор услуг, исходя из потребностей предприятий собственного и других регионов, особенностей комплекса выполняемых маркетинговых исследований.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)