Механизмы психологической защиты

Термин «защита» в психологическом контексте впервые использо­вал 3. Фрейд в своей работе «Защитные нейропсихозы» [1894].

По его представлениям, механизмы психологической защиты выполняют функцию снятия внутреннего конфликта, то есть выступают как средство разрешения конфликта между сознанием и бессознательным.

Люди защищаются от внешней и внутренней опасности, зачастую не отдавая себе в этом отчета, то есть на уровне бессознательного.

В ос­нове такой адаптации к новой реальности лежат внутренние изменения человека (подсознательная обработка поступающей информации), а не изменения во внешней среде или поиск такой среды, которая в этих условиях более благоприятна для жизнедеятельности.

Содержание процесса психологической адаптации выражается фор­мулой: конфликт — тревога — защитные реакции.

Конфликт как объективная проблема возникает при несоответствии актуальных потребностей личности условиям и нормам окружающей социальной среды. Следствием же конфликта является состояние тревоги, субъективное переживание которого сигнализирует о нарушении внутреннего равновесия.

Разрешение конфликта происходит на бессо­знательном уровне за счет работы системы психологической защиты, следовательно, цель психологической защиты заключается в ослабле­нии внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требовани­ями внешней среды, возникающими в результате социального взаимо­действия.

Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение че­ловека, повышая его приспособляемость. При этом конфликт между потребностью и возможностью ее удовлетворения человек может вы­ражать разными способами:

  • посредством психических перестроек;
  • посредством телесных нарушений (дисфункций), проявляющихся в виде хронических психосоматических симптомов;
  • в форме изменения способов поведения.

Развитие представлений о механизмах психологической защиты личности связано с именем дочери Зигмунда Фрейда — Анны Фрейд.

Она сделала попытку обобщить и систематизировать знания о механиз­мах психологической защиты, накопившиеся к середине 1940-х гг. А. Фрейд подчеркивала оберегающий характер защитных механизмов, указывая, что они предотвращают дезорганизацию и распад поведения, поддерживают нормальный психический статус личности.

В базовую концепцию 3. Фрейда она внесла определенные коррективы: акценти­ровалась роль механизмов защиты в разрешении внешних (социоген­ных ) конфликтов, а сами механизмы рассматривались не только как проявление врожденных задатков, но и как продукты индивидуально­го опыта и непроизвольного научения.

Было сформирорано представ­ление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характе­ризует уровень адаптированности личности.

И наконец, она дала определение защитных механизмов деятельности «Я», которая начина­ется, когда «Я» подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность.

Система психических защитных механизмов, исполняющих роль ограждения внутреннего мира человека от информации, которая может разрушить его душевное равновесие, формируется с накоплением жиз­ненного опыта.

Она включает в себя входной контроль (цензуру) и несколько форм переработки травмирующей информации, позволяю­щих убрать или снизить ее травмирующее влияние (отрицание, подав­ление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и др.).

Цензура, как страж на посту, инспектирует все поступающее на входы сознания, тщательно контролируя каждое ответное душевное движе­ние, и не пропускает, блокирует опасные сигналы.

Таким образом устраняются или сводятся к минимуму отрицательные эмоции, встают барьеры на пути удовлетворения антисоциальных, инстинктивных по­требностей, заставляя их искать обходные пути, частичные или симво­лические способы реализации.

Автоматизмы психологической защиты условно делят на ситуа­ционные (возникающие в психотравмирующей ситуации, преходящие и не требующие коррекции) и стилевые (отличающиеся устойчивос­тью и генерализованностью).

Под стилем защиты понимают относительно постоянную на дли­тельных отрезках времени и индивидуально очерченную у каждого че­ловека систему внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на снятие конфликта в сфере самосознания для обеспече­ния позитивного отношения к своему «Я».

Если человек постоянно будет перекладывать ответственность за свои проступки и промахи на других людей, то проекция и регрессия неизбежно станут стилем его защиты. Доказано, что на развитие сти­левых защитных механизмов значимое влияние оказывают следующие факторы:

  • динамические особенности психики (например, активность и пас­сивность как свойство темперамента);
  • личный опыт успешности удовлетворения базисных психологи­ческих потребностей (в безопасности, в свободе и автономии, в успехе и эффективности, в признании и самоопределении);
  • опыт отношений в родительской семье как образец разрешения кризисных жизненных ситуаций;
  • хроническая психотравматизация личности. Стилевые защитные механизмы, связанные с хронической психотравматизацией лич­ности, нередко ведут к формированию внутриличностных конф­ликтов и заболеванию неврозом.

С этой позиции невротическое поведение можно рассматривать как бессознательно выработанный и используемый конкретным человеком неадекватный способ борьбы со стрессом, а невротические симптомы — как неудачные попытки самолечения.

Неудачны они потому, что сама защита становится источником за­болевания.

В связи с этим, выступая как своеобразная форма псевдоразреше­ния внутренних конфликтов при неврозах, стилевые защитные меха­низмы работают в процессе лечения в качестве особой психотерапевти­ческой мишени.

Самореализация личности и успешность в реализации жизненных планов предполагает возможность смотреть на события с разных точек зрения.

Между тем на пути непредвзятого восприятия окружающих вещей и событий встают проявления механизмов защи­ты — психологические барьеры. Они, как фильтры, частично засло­няют и искажают восприятие, что резко ограничивает адаптацию.

Си­стема подсознательных психологических барьеров, возникающих для защиты от травмирующих человека факторов, в то же время представ­ляет собой скорлупу, в которой личность постоянно существует. Но порой эта скорлупа настолько тверда, что человеку неимоверно трудно выбраться за ее пределы.

Слишком долгое занятие самозащитой делает из человека исключи­тельно замкнутое, одинокое существо, которое задыхается и не может выбраться к свету из своих строго очерченных границ.

Наиболее мощный критерий эффективности действия защитных механизмов — это ликвидация тревоги и избавление от страха. Психо­логическая защита обеспечивает адаптацию личности за счет подсо­знательной переработки поступающей информации.

В этом процессе принимают участие все психические функции, но каждый раз основ­ную часть работы по преодолению негативных переживаний берет на себя какая-то одна из них.

Принципиально важно, что в этих процес­сах человек не отдает себе отчета, то есть включаются и действуют они автоматично, независимо от сознательных желаний и намерений лич­ности.

Однако, подобно всем другим психическим процессам, защит­ные механизмы имеют свои объективные проявления — внешне на­блюдаемые и регистрируемые признаки на уровне действий, эмоций или рассуждений человека.

Осознанные стратегии совладания. Будучи существом соци­альным, сознательным и самостоятельным, человек способен разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением не только автоматично (бессознательно), но и руководствуясь спе­циально сформулированной программой.

Для обозначения сознатель­ных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы, используется понятие копинг-поведения, то есть осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими событиями, порождаю­щими тревогу.

Они позволяют осознанно справляться с внутренним напряжением и дискомфортом.

Копит-поведение — это адаптивные целенаправленные и потен­циально осознанные действия.

Для совладания необходимо соблюдать три условия:

  • осознавать возникшие трудности;
  • знать способы эффективного совладания именно с ситуацией данного типа;
  • уметь своевременно применить их на практике.

В этом случае каждый стрессовый эпизод можно представить как определенную последовательность актов: восприятие изменения ситу­ации -— эмоции как результат оценки воспринятого — мысли о собы­тии — копинг-реакции. Итог этой цепочки — осознанное формиро­вание новой ситуации, то есть приспособление.

Таким образом, основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий выступает неосознанное включение первых и созна­тельное, целенаправленное использование последних.

Типы защитного поведения могут проявляться преимущественно в поведенческой, эмоциональной и познавательной сферах функциони­рования личности.

Поведенческие стратегии — это смена самой деятельности или из­менение ее формы:

  • активное сотрудничество и участие в разрешении ситуации;
  • переключение на поиск поддержки, с тем чтобы быть выслушан­ным, получить понимание и содействие;
  • отвлекающее удовлетворение каких-то собственных желаний;
  • выход из поля травмирующей ситуации, уединение и покой;
  • различные виды замещающих реакций.

Стратегии эмоционального совладания проявляются в виде раз­личных неадекватных оценок ситуаций, приводящих к пережива­ниям.

В познавательной (интеллектуальной) сфере осуществляются раз­ные способы работы с информацией:

  • отвлечение или переключение мыслей на другие, более важные темы для размышлений, чем неприятная ситуация (это может привести к защите по типу отрицания);
  • игнорирование неприятной ситуации, даже подшучивание над ней (это обернется частично отрицанием, а частично — рационали­зацией);
  • поиск дополнительной информации: расспросы, обдумывание (это позволяет включить данное событие в расширенный кон­текст, меняющий его травмирующую окраску);
  • анализ не только самой ситуации, но и ее последствий (это ведет к ее переоценке при рационализации);
  • относительность в оценках, достигаемая при сравнении с други­ми людьми, находящимися в худшем состоянии, что облегчает принятие события (это движение к рационализации по типу «сладкий лимон»);
  • придание нового значения и смысла неприятной ситуации, на­пример отношение к ней как к проверке силы характера и стой­кости духа. При этом имеет место рост самоуважения и собствен­ной ценности как личности.

Изучение механизмов психологической защиты личности предпри­нимается в основном в контексте психоанализа.

Существует множе­ство подходов к структурированию психологической защиты. Наибо­лее плодотворной представляется работа исследовательской группы Р. Лазаруса по дифференциации механизмов совладания и защиты. Выделены следующие параметры дифференциации.

Временная направленность — защита, как правило, пытается раз­решить ситуацию «сейчас», не связывая эту актуальную ситуацию с будущими ситуациями; в этом смысле она обслуживает актуальный психологический комфорт.

Модальность регуляции — имеют ли место поиск информации, не­посредственные действия, рефлексия (характерно скорее для совлада­ния) или подавление, уход и т. д.

Лазарус даже создал классификацию психозащитных техник, выделив в одну группу симптоматические техники (употребление ал­коголя, транквилизаторов, седативных препаратов и т. д.) и в другую группу так называемые внутрипсихические техники когнитивной за­щиты (идентификация, перемещение, подавление, отрицание, реактив­ное образование, проекция, интеллектуализация).

В защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основ­ную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мыш­ление, эмоции.

Ниже мы попытаемся представить некоторьге способы психологи­ческой защиты личности, наиболее значимые для ее позитивного взаи­модействия в социальных группах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)