Механизм рыночного ценообразования. Спрос и предложение

Механизм рыночного ценообразования. В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он служит одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов.

Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен также на рынке.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового заключается в том, что цены на товары должны опреде­ляться (устанавливаться) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать цены только на огра­ниченный круг товаров. Государство может определять только об­щие правила и принципы ценообразования, иногда устанавли­вать предельные уровни рентабельности или цен на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управленческие функ­ции. Однако государственные органы не должны определять конкретные цены на товары, изготовляемые различными собственниками.

Предприятия реализуют свою продукцию, работы, услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения, допускается государственное регулирование цен.

Механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важней­ших факторов: стратегического и тактического.
Стратегический фактор выражается в том, что цены образу­ются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колеба­ния цен вокруг стоимости. Тактический фактор выражается в том, что цены на конкрет­ ные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Стратегический фактор — фактор долговременного перспек­тивного действия, а тактический — может часто меняться (в тече­ние дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока и здесь требуется всестороннее изучение этих изменений. Оба фактора весьма важны в условиях рыночной экономики. Их следует обязательно учитывать, иначе предприятие или фирма окажутся в очень затруднительном положении.

Стратегический фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые имеют современную технику, технологию, пользуются передовыми методами организации труда и т.д. Наибольший выигрыш получает тот, у кого индивидуаль­ные затраты на производство ниже. Тактический фактор помогает тем предприятиям, которые оперативно умеют пользоваться конъ­юнктурой. Однако наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те предприятия, которые имеют возможность использовать и тот, и другой факторы.

Неотъемлемым и важным элементом рынка является конкуренция. Цель каждого предпринимателя — максимизация прибы­ли, а следовательно, и расширение масштабов хозяйственной де­ятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпри­нимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Главное условие выживаемости на рынке — высокий уровень производства и профессионализм в его управлении.

Спрос и предложение. Цены претерпевают любые изменения на рынке под воздействием спроса и предложения. Спрос можно определить как желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует различать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом; только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя. Другими словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупа­теля.

Спрос на товар определяется следующими факторами: где — спрос на товар А в единицу времени; ЦА , Ц в , Ц3 — цены товаров А, В, 3; — неценовые факторы (доход и уровень благосостояния покупателя, его субъективные вкусы и предпочтения; мнение покупателей о своих перспективах; мода, сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром).
Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при данной цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низ­ кой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. Это объясняется следующими обстоятельствами:

  • высокая цена может служить и часто служит непреодолимым препятствием для совершения покупки. Более охотно при прочих равных условиях люди покупают необходимую продукцию по более низким ценам;
  • действие принципа убывающей предельной полезности, со­гласно которому потребление каждой следующей единицы продукта приносит меньшую полезность. Это побуждает потребителей осуществлять следующие покупки этого экономического бла­га по более низкой цене;
  • действие эффекта дохода: при более низкой цене потребитель будет покупать больше данного товара, не уменьшая при этом объем потребления других экономических благ;
  • действие эффекта замещения: при более низкой цене покупа­тель будет приобретать более дешевые вместо аналогичных, но более дорогих товаров.

Таким образом, между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по данной цене, устанавливается строгое соотношение. Графически это соотношение вы­ражается в виде кривой спроса (рис. 5.1).

Рассматривая закономерности, связанные с изменением спроса, необходимо различать такие понятия, как изменение объема спроса и изменение функции спроса. Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Графически это изменение выражается в движении по кривой спроса. При изменении цены от до Ц 2 , когда все факторы, кроме цены, постоянны, потребитель движется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара от до (см. рис. 5.1).

Функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные. Эти изменения выражаются в движении самой кривой спроса, в ее смещении (рис. 5.2). Потребители могут проявить готовность купить большее (смещение кривой спроса вправо) или меньшее (смещение кривой спроса влево) количество данного товара по старым ценам. Такие изме­ нения происходят под воздействием неценовых факторов спроса. К ним относятся:

1. Изменение доходов — увеличение означает в целом рост совокупной платежеспособности, а это значит, что при каждом значении цены покупатель может приобрести большее, чем ранее, количество товара, следовательно, при росте дохода произойдет сдвиг кривой спроса вправо; при уменьшении — кривая спроса будет сдвигаться влево.

2. Изменение вкусов и предпочтений покупателей, которое может произойти в случае ведения какой-либо агитационной компании, согласно сезону года и т.д. Колебание цен на одни товары вызовет изменение спроса на товар заменитель.

3. Более высокое качество продукции означает дополнительные потребительские свойства этого товара. Напротив, ухудшение ка­чества будет означать уменьшение способности данного товара удовлетворять потребности покупателя. За счет внимания к фактору качества фирма, повышая его и выделяя тем самым свой товар среди конкурентов, сдвигает кривую спроса вправо, увеличивая в целом спрос на свой товар.

В результате это позволяет фирме увеличить: спрос на свою продукцию при сохранении прежней цены и цену на товар при сохранении спроса на прежнем уровне. В результате ухудшения качества товара спрос на него уменьшится, что вызовет сдвиг кривой спроса влево. Это поставит пе­ред фирмой-производителем задачу снижения цены, если она хочет сохранить объем спроса на свой товар. Снижение же цены может привести к дополнительному сокращению спроса из-за ассоциации у потребителей низкой цены с низким качеством товара.

4. Изменение цен на другие товары происходит, если это сопря­женные или взаимозаменяемые товары. Товары являются взаимодополняющими, если в случае покуп­ки одного неизбежно следует покупка другого. Например, фото­аппарат и пленки, автомобиль и моторное масло и т.д. Повыше­ние цены на один из товаров приведет к снижению спроса на другой.

Когда потребление одного товара можно заменить потребле­нием другого, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товары- субституты). Например, масло и маргарин, шариковая и капиллярная ручка и т.д. Повышение цены на один из этих товаров приведет к падению спроса на него и росту спроса на товар-заме­нитель.

5. Ожидания потребителей могут быть связаны и с возможным ростом или падением, и со степенью доступности того или иного блага, и с возможной динамикой семейного дохода, перспектив личной занятости, сокращением или увеличением импорта и т.д. Предложение — это то количество товаров (услуг), которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретное время и в конкретном месте.

Если объем спроса падает при росте цен, то объем предложе­ния при этом возрастает (рис. 5.3). В этом наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя. Фирма- производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным признаком целесообразности производства и соответствие спросу. На величину предложения то­варов влияет ряд факторов, глав­ным из которых являются издерж­и производства.

Если затраты при производстве продукта снизят­ ся, это позволит выпустить больше товаров. Рост себестоимости приведет к противоположному результату — предложение сни­ зится. У данного фактора есть много производных, способных воз­ действовать на динамику предложения. К ним относятся прежде всего научно-технический прогресс, в результате внедрения до­стижений которого снижаются издержки производства, а также налоги и дотации, так как для фирмы увеличение налогообложе­ ния является, по существу, увеличением издержек, а различного рода дотации и государственные субсидии, выделенные данной фирме, улучшают ее финансовое положение.

Большое значение имеет изменение числа фирм, производящих такой же или аналогичный товар. Ясно, что при прочих равных условиях увеличение (уменьшение) числа предприятий при­ведет к увеличению (уменьшению) объема предложения данной продукции.

Немаловажную роль играют и ожидания производителей. Возможные изменения в будущем периоде в спросе на тот или иной товар, повышение или понижение таможенных пошлин на им­портируемую продукцию, изменения цен на ресурсы, изменение моды на тот или иной товар — все эти прогнозы возможных изменений ситуации в будущем будут оказывать влияние на поведение фирмы и объем предложения в настоящем периоде.

Как отмечалось выше, динамика спроса и предложения обу­словлена воздействием большого количества факторов. Для того чтобы количественно измерить чувствительность спроса и пред­ложения к изменению этих факторов, используют понятие эластичности.

Эластичность — мера реагирования одной переменной на изменение другой.
Рассмотрим сначала эластичность спроса. Особую важность пред­ставляет зависимость спроса от цены, или ценовая эластичность. Она описывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса (см. рис. 5.1).

Так как цена и спрос всегда движутся в противоположных на­правлениях, то эластичность спроса по цене всегда отрицательна. Поэтому обычно оперируют с абсолютным значением ценовой эластичности спроса. Если колебания цены приводят к значительным изменениям
количества покупаемой продукции, то спрос принято называть эластичным. В этом случае коэффициент эластичности спроса по ценам больше Из рис. 5.4 видно, что увеличение цены ведет к значительному сокращению спроса.

Если колебания цены сопровождаются незначительным изме­нением количества продаж, то спрос является неэластичным. Оче­видно, что при неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. Значение ценовой эластичности спроса определяется многими причинами, в том числе и субъективными. Индивидуальные предпочтения потребителей могут весьма значительно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить ряд общих факторов, влияющих на значение ценовой эластичности спроса:

  • наличие или отсутствие товаров-заменителей; чем больше хо­роших товаров-заменителей, тем будет выше эластичность спроса на данный товар;
  • удельный вес данного продукта в доходе потребителей; чем большее место в потребительских расходах занимает этот продукт, тем при прочих равных условиях выше будет ценовая эластич­ность спроса;
  • величина дохода; общая вели­ чина и структура потребительских благ и услуг, приобретаемых одним человеком или семьей, имеет денеж­ ный лимит — бюджетное ограниче­ ние; чем меньше уровень доходов, тем меньший набор потребительс­ ких благ и в меньших вариантах до­ ступен для потребителя;
  • качество товара; обычно спросные медицинские услуги и т.д. — является неэластичным.

Повышение цен на эту группу потребительских благ не приведет к существенному сокращению спроса на них. В то же время рост цен на предметы роскоши и вообще на товары не первой необходи­мости приведут к росту эластичности спроса на эту группу.

Значение ценовой эластичности спроса на тот или иной товар имеет важное практическое значение для предпринимательской и коммерческой деятельности. Коэффициент эластичности спроса отражается на объеме денежной выручки от реализации произведенного товара. Предположим, коэффициент ценовой эластично­сти спроса больше единицы. В этом случае уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки, так как при прочих равных условиях возрастает общий объем продаж данного товара и при­рост дохода производителя за счет роста продаж, компенсирует ему потери от снижения цены (см. рис. 5.4).

Концепция ценовой эластичности применима также и к пред­ложению товаров. Она характеризует взаимодействие между ценой производимого товара и объемом его предложения на рынке. Для предложения характерны те же закономерности, что и для спроса, только в обратной зависимости: размер предложения обыч­но повышается по мере роста цен, поэтому эластичность предло­жения по цене выражается положительными величинами.
Эластичность предложения зависит от различных факторов, таких как степень загрузки производственных мощностей, размер товарных запасов, способность к новым инвестициям и сроки их реализации и т.д.

Для понимания эластичности предложения необходимо учитывать его большую зависимость от фактора времени. Время имеет важное значение для предпринимателей, так как позволяет правильно понять и оценить изменение рыночной ситуации и правильно от­реагировать на нее. Реакция производителей состоит, в первую очередь, в том, чтобы соответствующим образом изменить объем производ­ства, конкретные потребительские свойства своей продукции и т.д. По способности предприятия реагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода (рис. 5.5):

1. Мгновенный (рыночный) период — период реализации уже произведен­ ного продукта на рынке. В рыночный период предложение товаров зада­ но постоянно: товар уже произведен.

Вследствие этого предложение может подстраиваться под спрос, только изменяя цену. Кривая предложения принимает строго вер­ тикальный вид (линия /). Это означает, что предложение в мгно­венном периоде абсолютно неэластично ( ).

2. Короткий {краткосрочный) период — период, в течение кото­рого предприятие может подстроиться под спрос, используя бли­жайшие резервы и повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имею­щихся запасов. При этом считается, что в краткосрочный период предприятие не осуществляет никаких капиталовложений в реконструкцию (модернизацию) производства.

Кривая предложения в краткосрочный период (линия 2) опре­деляется законом предложения. Эластичность предложения становится положительной ( . Однако существует определенный предел «подстройки» предложения в краткосрочный период. Приближаясь к этому пределу (объем ), предложение начинает «вести себя», как и в мгновенный период, а эластичность предло­жения начинает стремиться к нулю. Что сделать, чтобы снять этот предел? Необходимы расширение и реконструкция производства, что и осуществляется в долгосрочный период.

3. Длительный (долгосрочный) период — период, в течение которого предприятие формирует новый спрос, осуществляет перестройку производства за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, либо за счет строительства но­вых предприятий. В этот период происходит также расширение предложения за счет появления на рынке новых фирм — произво­дителей данного товара. В долгосрочный период препятствия для роста эластичности сняты, и она достигает максимальных вели чин (линия 3).
Таким образом, эластичность предложения по цене постепен­ но увеличивается во времени.

Спрос и предложение — две неотъемлемые составляющие ры­ночного механизма. В результате их взаимодействия в условиях сво­бодной конкуренции формируется рыночное равновесие, равно­весная цена и равновесный объем производства. Рыночная, или равновесная, цена товара устанавливается при соответствии объе­мов спроса и предложения в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Рыночное равновесие — такое состояние спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести по данной цене и в данный момент, соответствует тому объему предложения данного экономического блага, которое производи­тели готовы продать по данной цене и в данный момент времени (рис. 5.6).

Особенностью свободного рынка является то, что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Предположим, что фирма предлагает свой товар по цене выше точки равновесия (см. рис. 5.6).

Покупатели считают такую цену слишком высокой, поэтому какое-то количество продукции не находит покупателя. В этом случае образуется превышение предложения над спросом. Рынок перенасыщается данным товаром, и производитель вынужден снизить цену, чтобы устранить излишки нереализованной продукции. Одновременно сокращается выпуск товара, так как его производство при снизившейся цене невыгодно.

Цена смещается по кривой предложения вниз (рис. 5.7). Но новой цене соответствует больший спрос. Как следствие возникает избыток спроса, т.е . дефицит . В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар, которого для всех желающих не хватает. Дефицит действует в сторону повышения цены, которая перемещается по кривой спроса вверх.

Указанный процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложение не уравновешиваются снова в центре равновесия. Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а, напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров.

Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рас­сматривать ее в определенный момент и одновременно в ее сово купности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)