Маркетинг и деловая среда

Маркетинг может обвиняться в сокращении конкуренции и нанесении вреда другим компаниям. Поглощение конкурентов вместо самостоятельного освоения новых продуктов якобы сокра­щает конкуренцию, а потому лишает потребителя возможности выбора.

За последнее десятилетие мир стал свидетелем поглоще­ний в нефтедобывающей, автомобильной, телекоммуникацион­ной отраслях, в отраслях финансовых услуг, розничной торговли, развлечений. На самом деле поглощения позволяют выжить более сильным компаниям, обеспечивая выживание бизнеса.

Слияние компаний дает возможность освоения новых продуктов и техноло­гий, расширения выпуска продукции и снижения цен за счет эко­номии на масштабах операций. Кроме того, поглощения регулиру­ются законодательством.

Маркетинговая практика обвиняется в создании барьеров вхо­да на рынок для других компаний. Большие компании действи­тельно могут позволить себе использовать патенты и дорогостоя­щее продвижение, привязывать к себе поставщиков и дилеров и тем самым мешать новичкам входить на рынок.

На самом деле часть барьеров — следствие естественных экономических преимуществ ведения бизнеса в крупных масштабах, а новичкам никто не ме­шает использовать стратегии ниши на основе гибкости и высокой реактивности.

Маркетинг обвиняется также в стремлении к нечестной конку­рентной практике, в намерениях нанести ущерб или разрушить другие компании. Это и установление цен ниже затрат, давление на поставщиков и требование к посредникам не продавать товары конкурентов.

Однако грабительская конкуренция — предмет для разрешения в цравовом поле; для регулирования отношений кон­курентов существует несколько законов. Нередко то, что кажется несправедливым поведением на рынке, является здоровой конку­ренцией более эффективной компании с менее эффективной.

Маркетинговая деятельность компаний и организаций во мно­гом определяется масштабом ее бизнеса и рынка. Реальность XXI в. такова, что рынок все большего числа российских компаний и отраслей необходимо рассматривать в глобальном, т. е. общемиро­вом, контексте.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)