Лоцманская проводка на Панамском канале

Панамский канал, введенный в эксплуатацию в 1914 г., является важнейшим морским транспортным путем, соединяющим Тихий и Атлантический океаны, проложен через Панамский перешеек. Первое судно по каналу прошло 15 августа 1914 г. (официальное открытие произошло только в 1920 г.).

Интересно
Трасса канала со стороны Атлантического океана начинается в бухте Лимон, идет на юг до искусственного озера Гатун, которое находится на 25,9 м выше уровня океана. Вертикальный подъем судов осуществляется с помощью трехступенчатых, спаренных шлюзов. По Гатунскому озеру проходит почти половина трассы (21 миля) канала. Затем она поворачивает в восточном направлении и входит в искусственно вырытый участок (Кулебрскую выемку), Зона канала площадью 1432 кв. км занимает 1,9 % территории Панамы и разделяет страну на две части.

Общая длина канала 81,6 км, в том числе 65,2 км по суше и 16,4 км по Панамской и Лимонской бухтам. Наименьшая ширина по дну канала составляет 150 м. Минимальная глубина 12,5 м. Суда движутся по каналу самостоятельно со скоростью 10 км/час (на сложных участках возможно сопровождение буксирами). Общее время прохода каналом – около 20 часов, включая время ожидания прохода (чистое время прохода 8,3 часа, из которых 3 часа занимает собственно шлюзование). Оба входа в канал защищены от океанских волн бетонными дамбами.

Со стороны Атлантического океана – трехступенчатый Гатунский шлюз (каждая ступень поднимает или опускает судно на 25,9 м). Со стороны Тихого океана сооружены два шлюза: одноступенчатый Педро-Мигель и Мира-Флорес, которые также поднимают или опускают судно на 25,9 м. Длина шлюзовых камер 305 м, их ширина – 33,5 м.

Технические возможности шлюзов (их парность) позволяет одновременно пропускать по два судна в разных направлениях. Проводка судов в шлюзах осуществляется электровозами, которые движутся по зубчатым рельсам, проложенным поверх стен шлюзов.

Средняя суточная пропускная способность канала – 36 судов (максимальная – 48). Ежегодно через канал проходит более 15 тыс. судов. Наибольшим судном, прошедшим через канал, является нефтерудовоз «Маркова Проспектор», длина которого составила 296,5 м, а самым широким – американское судно типа «Нью Джерси», шириной 32,93 м.

Панамский канал оборудован автоматизированной системой контроля за движением судов, установленной в JIa-Бока.

Оборудование центра включает компьютер NCR Century-200 и 12 установок NCR-796 визуальной демонстрации обстановки в канале, которые связаны между собой телефонными линиями.

Исходные данные для системы поступают от контрольных постов шлюзов и береговых постов в Зоне канала, которые после обработки используются для демонстрации местоположения судов в канале на специальном табло. Информация о судне и обстановке в канале насчитывает 156 позиций, относящихся к основным характеристикам судна, включая размеры, транспортные возможности, тоннаж, швартовое оборудование, основные и специальные средства управления. Кроме того, учитывается 95 показателей, например время прохода (транзит), размеры сборов за транзит и сведения о перевозимых грузах за каждый проход судна каналом.

Каждому судну присваивается постоянный идентификационный номер, который остается неизменным при изменении наименования судна, владельца или флага. По номеру оператор компьютера позволяет быстро определять число лоцманов, необходимое оборудование для буксировки и размеры буксиров, необходимых для проводки каждого судна по каналу.

Панамский канал имеет чрезвычайно важное значение для экономики США – он значительно сокращает расстояния при торговле и перевозках между западным и восточным берегами страны; он также чрезвычайно важен для торговли стран Латинской Америки, расположенных на берегах Тихого и Атлантического океанов.

Из Атлантики через канал перевозится нефть и нефтепродукты, уголь, сахар, соя, оборудование, фосфаты и др. грузы. В обратном направлении идут руда, пшеница, ячмень, бананы, оборудование и др.

В Панамском канале установлена обязательная лоцманская проводка, которая характерна следующими особыми признаками:

  • лоцман Панамского канала является лицом, управляющим движением проводимого судна;
  • ответственность за убытки, причиненные в результате ошибочных действий лоцмана, несет Компания Панамского канала;
  • обязательная лоцманская проводка бесплатна.

От обязательной лоцманской проводки освобождаются:

  • малые суда длиной менее 65 фут (20 м), с осадкой не более 6 фут (1,8 м), портами назначения которых являются конечные порты канала и которые по каналу транзитом не проходят;
  • всякие суда, совершающие частые заходы в воды Зоны канала, командный состав и команда которых способны безопасно совершать плавание в водах Зоны канала;
  • суда и корабли ВМФ США и суда Компании Панамского канала.

Рассмотренные выше каналы имеют важное мировое значение. Но наряду с ними имеется ряд каналов, роль которых ограничивается пределами одного морского бассейна или даже сводится к обслуживанию одного владельца. С технической точки зрения они могут быть более совершенными, чем каналы мирового значения, но их географическое расположение не влияет на мировое судоходство.

К числу важнейших искусственных соединений такого типа относится:

  • Беломорско-Балтийский канал (ББК);
  • Коринфский канал – пересекает Коринфский перешеек и соединяет п-ов Пелопонес с собственно Грецией;
  • Гёта-канал (иногда называется Гёта – Троллъхеттан) – система каналов и озер, соединяющая Балтийское море с проливом Каттегат;
  • Бугско-Днепровско-Лиманский канал (БДЛК), начинается у о-ва Березань в Черном море и тянется на 44 мили до Николаевского морского канала; связывает с морем Днепро-Бугский, Николаевский морские порты, специализированный морской порт Октябрьск, а также Николаевский речной порт;
  • Херсонский морской канал (ХМК), который соединяет с морем Херсонский морской торговый порт, ответвляется в месте поворота с пятого на шестое колено БДЛК;
  • Керчь-Еникальский канал (КЕК) прорыт в Керченском проливе и соединяет Черное и Азовскиое моря.

В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 22.07.2008 № 112 «Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации» для осуществления лоцманских проводок в распоряжении морского лоцмана должно находиться следующее материально-техническое обеспечение и оснащение:

  • средства доставки морского лоцмана с берега на судно, обеспечивающие безопасную посадку и безопасную высадку морского лоцмана с судна, находящиеся в исправном состоянии и обладающие необходимыми техническими характеристиками исходя из протяженности района лоцманской проводки судов, продолжительности лоцманской проводки судов, интенсивности судоходства, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов (лоцманский катер, вертолет и т.п.);
  • автомобильный транспорт, функционирующий в круглосуточном режиме;
  • необходимые средства связи с судами, службами морского порта, ЦУДС и СУДС;
  • индивидуальную систему позиционирования и идентификации судов, сопряженную с информационной базой СУДС и портовых служб;
  • помещения для работы и отдыха морских лоцманов, соответствующие санитарным нормам и оборудованные телефонной связью и необходимой оргтехникой;
  • помещение и оборудование для проведения технической учебы морских лоцманов;
  • помещение, имеющее оборудование для хранения и подогрева пищи;
  • морские навигационные карты и пособия на район лоцманской проводки судов, откорректированные по последним “Извещениям мореплавателям”;
  • навигационная, гидрометеорологическая и гидрологическая информация по району лоцманской проводки судов;
  • необходимые документы, связанные с лоцманской деятельностью;
  • спецодежду в соответствии с климатическими условиями района лоцманской проводки судов;
  • индивидуальные спасательные средства и средства индивидуальной связи одобренного типа;
  • медицинские средства оказания первой помощи.

Лоцманские станции расположены в конечных портах канала – Кристобаль и Бальбоа. Для обеспечения беспрерывности лоцманской проводки, на случай каких-либо происшествий (болезнь лоцмана, несчастный случай и пр.), организованы лоцманские пункты в Гамбоа, Ла-Пита и Кукарача.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)