Ответственность лоцмана и капитана судна

Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственности капитана за управление судном.

Приведем пример из судебной практики.

Пассажирский теплоход на подводных крыльях Метеор-137, выполнял плановый рейс по маршруту Верхний Эрмитаж – Ленэкспо – Петергоф. Проводка судна осуществлялась находившимся на борту лоцманом. Приняв на борт пассажиров и обслуживающий персонал (93 человека) судно отошло от причала ОАО «Ленэкспо» в сторону Петергофа.

Следуя по Корабельному каналу при проходе буев № 11 и 12, капитан-механик судна Маскаленков А.Г., задав обоим главным двигателям полный ход вперед, направил судно в пару буев временного ограждения технического канала, ошибочно восприняв их за буи № 9 и 10 Корабельного канала. В результате уклонения вправо за границу Корабельного канала в 17 часов 40 мин. по московскому времени судно коснулось грунта и село на мель. Пассажиры теплохода почувствовали сильный удар от резкой остановки, и, при падении получили ушибы и травмы различной степени тяжести.

По факту посадки судна на грунт проведено расследование аварийного случая и составлен акт.

На основании распоряжения начальника Управления от 29.09.2008 № 84 проведена внеплановая проверка соблюдения

Обществом требований законодательства Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасности судоходства.

Интересно
По результатам проверки составлены акт-предписание и протокол об административном правонарушении. Усматривая в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности. Суд удовлетворил заявление Управления и привлек Общество к административной ответственности в виде 30 000 руб. штрафа.

При этом суд исходил из того, что событие правонарушения Обществом не оспаривается и подтверждается материалами дела, вина Общества Управлением доказана, а следовательно, состав вменяемого правонарушения имеется.

Судом в том числе установлено, что в силу п. 1 ст. 34 КВВТ РФ обеспечение безопасности судоходства осуществляет судовладелец. Экипаж судна, в том числе командный состав и судовая команда, наняты Обществом и являются его работниками.

Привлекая Общество к административной ответственности, суд обоснованно указал, что согласно п. 2 и 3 ст. 30 КВВТ РФ на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. Капитан судна является представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна.

Выводы суда первой инстанции о том, что присутствие на судне лоцмана не снимает ответственность с капитана за управление судном (п. 5 ст. 41 КВВТ РФ) являются правильными. Следовательно, основания утверждать об отсутствии вины в действиях Общества в лице его работника – капитана судна Маскаленкова А.Г., в данном случае, отсутствуют.

Доводы подателя жалобы об отсутствии состава вменяемого правонарушения по причине неосведомленности капитана судна о выставлении буев ограждения временного технологического канала, идущего от Корабельного канала, не могут быть приняты во внимание по следующим причинам.

Действительно, из материалов дела усматривается, что лоцман судна, нанятый Обществом для проводки судна в ФГУП «Росморпорт», о наличии буев технического ограждения знал, но согласно его показаниям, забыл сообщить об этом капитану. Однако данное обстоятельство не снимает ответственности за обеспечение безопасного плавания с капитана судна.
Ссылаясь на п. 20 – 26 действовавшего на день аварии Положения о государственных морских лоцманах, утвержденного

Приказом Минморфлота СССР от 26.04.1973 № 74, которые устанавливают обязанности морского лоцмана по обеспечению безопасной проводки судна, Общество не учитывает содержание пункта 39 названного нормативного акта, в котором предусмотрено, что присутствие лоцмана на судне не снимает с капитана ответственности за управление судном. 

Лоцман является только советчиком капитана. Последний использует практические знания лоцмана и его опыт плавания в данном районе. Все приказания рулевому и в машину капитан отдает лично. Если же в целях ускорения выполнения маневра капитан разрешает лоцману самому отдавать приказания, то и в этом случае они будут считаться как выполненные по приказанию капитана, за которые он несет ответственность. В случае ухода капитана с мостика он обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие.

Пункт 1 ст. 102 КТМ РФ присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном. Аналогичные положения содержит и статья 41 КВВТ. Следовательно, произошедшая авария, является результатом виновных действий, в том числе капитана судна, являющегося работником Общества.

При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна в целях безопасного плавания судна вправе отказаться от данного лоцмана. В случае если лоцманская проводка обязательна, капитан должен потребовать заменить лоцмана.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)