Лоцманское удостоверение речных и морских лоцманов
Обратим внимание на содержание лоцманское удостоверение речных лоцманов согласно приказу Минтранса РФ от 03.02.1995 № 11 № Положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации, в удостоверении указывается персональные данные лоцмана с фотографией, его класс, район проводки российских и/или иностранных судов.
Лоцманские удостоверения с присвоением звания «Речной лоцман» выдаются лоцману после прохождения проверки знаний в аттестационных комиссиях, созданных в соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должность исполнителей, руководителей и специалистов предприятий транспорта», утвержденным Приказом министра транспорта Российской Федерации и министра труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. № 13/11. Знания лоцмана подлежат периодической проверке.
Примечательным является то, что до недавнего времени в удостоверении указывалось наименование лоцманской организации, однако Верховный Суд РФ признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение № 1 к Положению о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 112, в части, предусматривающей указание на наименование лоцманской организации.
Федеральная антимонопольная служба посчитала, что в случае перехода морского лоцмана на работу к иному работодателю (в другую лоцманскую организацию) выданное ему лоцманское удостоверение не может использоваться на новом месте работы по причине указания в нем прежнего места работы в соответствии с Приложением № 1, что является несоответствием морского лоцмана требованиям, установленным Положением, которое не предусматривает замену лоцманского удостоверения при наличии действующей квалификации морского лоцмана на право осуществления лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе, а именно в районе, где лоцман уже получил лоцманское удостоверение по результатам ранее пройденной аттестации, что влечет необходимость прохождения морским лоцманом аттестации комиссии и получения нового лоцманского удостоверения. Между тем таких оснований для прохождения аттестации Положением не предусмотрено.
На основании Решения ФАС России Минтрансу России выдано предписание от 29 декабря 2014 г. по указанному выше делу о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому Минтрансу России надлежало прекратить нарушение пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем внесения изменений в Положение. Законность Предписания проверена и подтверждена вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов. Однако до настоящего времени оно не исполнено, а доступ на рынок лоцманских услуг ограничен.
Верховный Суд РФ признавая недействующим положение предусматривающее указание в лоцманском удостоверение на наименование лоцманской организации исходил из следующего.
Лоцманская проводка судов, согласно КТМ РФ преследующая цели обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и защиты морской среды, осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах, удовлетворяющими требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (статьи 86 и 87).
Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение, а капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения (статья 93).
Как указано в Решении № ГКПИ09-767, на лоцманов возлагается ряд обязанностей публично-правового характера, выполнение которых не зависит от того, в качестве работника какой организации по лоцманской проводке судов осуществляется их деятельность (статья 92 КТМ РФ).
Исходя из требований Положения морской лоцман обязан не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию (пункт 9).
Аттестации кандидатов в морские лоцманы и морских лоцманов и присвоение им квалификационной категории осуществляются аттестационными комиссиями, которые проводят следующие виды аттестации:
- аттестация кандидатов в морские лоцманы или морских лоцманов на присвоение квалификационной категории морского лоцмана на определенный район лоцманской проводки (первичная аттестация);
- аттестация морских лоцманов на подтверждение их квалификации, которая проводится один раз в пять лет (очередная (периодическая) аттестация);
- аттестация, проводимая по представлению руководителей лоцманских организаций или органов контроля и надзора на морском транспорте при: необходимости повышения квалификационной категории морского лоцмана; неоднократном нарушении морским лоцманом правил лоцманской проводки судов или обязанностей морского лоцмана; аварийном случае с судном во время осуществления его лоцманской проводки, произошедшем по вине морского лоцмана; несоответствии морского лоцмана требованиям, установленным Положением; существенном изменении особенностей района лоцманской проводки судов (пункты 33, 35).
Требования, предъявляемые к морским лоцманам, установлены разделом II Положения, одним из которых является обязанность иметь действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов.
Теоретическая и тренажерная подготовка морского лоцмана и кандидата в морские лоцманы включает в себя прохождение подготовки по программам подготовки кандидатов в морские лоцманы и повышения квалификации морских лоцманов, в том числе прохождение тренажерной подготовки с целью приобретения, закрепления и обновления необходимых навыков:
- в организации и осуществлении радиолокационного наблюдения за судами и ведения прокладки траекторий их движения с целью избежания столкновений;
- в использовании электронных карт и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП);
- в осуществлении радиосвязи с судами и береговыми центрами при помощи ГМССБ;
- в осуществлении маневрирования и управления судами различных типов и размеров, в разное время суток и при различных гидрометеорологических условиях, в том числе и в стесненных условиях;
- в приемах оказания первой медицинской помощи пострадавшим и использовании способов личного выживания в случае попадания в условия забортной воды;
- в случаях применения вертолета при посадке (высадке) на судно морского лоцмана в районе лоцманской проводки судна, при условии положительного заключения медицинской комиссии о состоянии здоровья морского лоцмана и кандидата в морские лоцманы;
- в использовании английского языка для управления судном (при работе с судами под иностранными флагами).
Теоретическая подготовка кандидата в морские лоцманы должна также включать в себя прохождение занятий по теоретической подготовке осуществления лоцманской проводки судов в районе (районах) лоцманской проводки судов, в которых предполагается стажировка кандидата в морские лоцманы по программе, утвержденной капитаном соответствующего морского порта.
Техническая учеба, проводимая не реже одного раза в квартал по планам лоцманской организации, должна включать в себя:
- анализ аварийности и происшествий с судами в районе лоцманской проводки;
- учет влияния местных климатических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов при управлении судном во время плавания, маневрирования и производства швартовных операций;
- применение аналитических, инструментальных и глазомерных методов ориентирования и контроля за местоположением судна во время лоцманской проводки;
- учет особенностей гидротехнических сооружений при плавании, маневрировании и производстве швартовных операций в районе лоцманской проводки;
- взаимодействие с СУДС и другими техническими системами в целях обеспечения безопасности мореплавания;
- особенности плавания в районе лоцманской проводки судов.
Принимая во внимание, что оспариваемое положение противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заявленное требование в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит удовлетворению.
- Требование о замене лоцмана
- Ответственность лоцмана и капитана судна
- Лоцманский сбор
- Порядок проведения аттестации кандидатов в морские лоцманы и морских лоцманов
- Порядок профессиональной подготовки и повышения квалификации морских лоцманов
- Требования к лоцманам
- Взаимоотношения лоцмана и капитана судна
- Правовое положение лоцмана
- Лоцманские службы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу