Лоцманское удостоверение речных и морских лоцманов

Обратим внимание на содержание лоцманское удостоверение речных лоцманов согласно приказу Минтранса РФ от 03.02.1995 № 11 № Положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации, в удостоверении указывается персональные данные лоцмана с фотографией, его класс, район проводки российских и/или иностранных судов.

Лоцманские удостоверения с присвоением звания «Речной лоцман» выдаются лоцману после прохождения проверки знаний в аттестационных комиссиях, созданных в соответствии с «Положением о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должность исполнителей, руководителей и специалистов предприятий транспорта», утвержденным Приказом министра транспорта Российской Федерации и министра труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. № 13/11. Знания лоцмана подлежат периодической проверке.

Лоцманское удостоверение для морских лоцманов в соответствии с Положением о морских лоцманах Российской Федерации, выдается капитаном конкретного порта в нем указываются персональные данные лоцмана с фотографией, сведения о размерах и типах судов, в отношении которых лоцман вправе проводить проводку, район возможной лоцманской проводки судов, указывается дата выдачи, срок действия и срок продления удостоверения.

Примечательным является то, что до недавнего времени в удостоверении указывалось наименование лоцманской организации, однако Верховный Суд РФ признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение № 1 к Положению о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 112, в части, предусматривающей указание на наименование лоцманской организации.

С административным исковым заявлением обратилась Федеральная антимонопольная служба, которая посчитала, что указание на наименование лоцманской организации приводит к созданию препятствий деятельности лоцманских организаций, заинтересованных в привлечении к работе в них лоцманов, отвечающих их потребностям, и противоречит п. 1 ст. 87 КТМ РФ, а также пп. 2 п. 1 ст. 15 ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральная антимонопольная служба посчитала, что в случае перехода морского лоцмана на работу к иному работодателю (в другую лоцманскую организацию) выданное ему лоцманское удостоверение не может использоваться на новом месте работы по причине указания в нем прежнего места работы в соответствии с Приложением № 1, что является несоответствием морского лоцмана требованиям, установленным Положением, которое не предусматривает замену лоцманского удостоверения при наличии действующей квалификации морского лоцмана на право осуществления лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе, а именно в районе, где лоцман уже получил лоцманское удостоверение по результатам ранее пройденной аттестации, что влечет необходимость прохождения морским лоцманом аттестации комиссии и получения нового лоцманского удостоверения. Между тем таких оснований для прохождения аттестации Положением не предусмотрено.

В обоснование заявленного требования ФАС России указала, что решением ФАС России от 29 декабря 2014 г. по делу № 1 15-79/00-03-14 о нарушении антимонопольного законодательства установлен факт нарушения Минтрансом России пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившийся в создании препятствий деятельности лоцманских организаций.

На основании Решения ФАС России Минтрансу России выдано предписание от 29 декабря 2014 г. по указанному выше делу о нарушении антимонопольного законодательства, согласно которому Минтрансу России надлежало прекратить нарушение пп. 2 п. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем внесения изменений в Положение. Законность Предписания проверена и подтверждена вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов. Однако до настоящего времени оно не исполнено, а доступ на рынок лоцманских услуг ограничен.

Верховный Суд РФ признавая недействующим положение предусматривающее указание в лоцманском удостоверение на наименование лоцманской организации исходил из следующего.

Лоцманская проводка судов, согласно КТМ РФ преследующая цели обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и защиты морской среды, осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах, удовлетворяющими требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (статьи 86 и 87).

Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение, а капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения (статья 93).

Как указано в Решении № ГКПИ09-767, на лоцманов возлагается ряд обязанностей публично-правового характера, выполнение которых не зависит от того, в качестве работника какой организации по лоцманской проводке судов осуществляется их деятельность (статья 92 КТМ РФ).

Исходя из требований Положения морской лоцман обязан не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию (пункт 9).

Аттестации кандидатов в морские лоцманы и морских лоцманов и присвоение им квалификационной категории осуществляются аттестационными комиссиями, которые проводят следующие виды аттестации:

  • аттестация кандидатов в морские лоцманы или морских лоцманов на присвоение квалификационной категории морского лоцмана на определенный район лоцманской проводки (первичная аттестация);
  • аттестация морских лоцманов на подтверждение их квалификации, которая проводится один раз в пять лет (очередная (периодическая) аттестация);
  • аттестация, проводимая по представлению руководителей лоцманских организаций или органов контроля и надзора на морском транспорте при: необходимости повышения квалификационной категории морского лоцмана; неоднократном нарушении морским лоцманом правил лоцманской проводки судов или обязанностей морского лоцмана; аварийном случае с судном во время осуществления его лоцманской проводки, произошедшем по вине морского лоцмана; несоответствии морского лоцмана требованиям, установленным Положением; существенном изменении особенностей района лоцманской проводки судов (пункты 33, 35).

Требования, предъявляемые к морским лоцманам, установлены разделом II Положения, одним из которых является обязанность иметь действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов.

Теоретическая и тренажерная подготовка морского лоцмана и кандидата в морские лоцманы включает в себя прохождение подготовки по программам подготовки кандидатов в морские лоцманы и повышения квалификации морских лоцманов, в том числе прохождение тренажерной подготовки с целью приобретения, закрепления и обновления необходимых навыков:

  • в организации и осуществлении радиолокационного наблюдения за судами и ведения прокладки траекторий их движения с целью избежания столкновений;
  • в использовании электронных карт и средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП);
  • в осуществлении радиосвязи с судами и береговыми центрами при помощи ГМССБ;
  • в осуществлении маневрирования и управления судами различных типов и размеров, в разное время суток и при различных гидрометеорологических условиях, в том числе и в стесненных условиях;
  • в приемах оказания первой медицинской помощи пострадавшим и использовании способов личного выживания в случае попадания в условия забортной воды;
  • в случаях применения вертолета при посадке (высадке) на судно морского лоцмана в районе лоцманской проводки судна, при условии положительного заключения медицинской комиссии о состоянии здоровья морского лоцмана и кандидата в морские лоцманы;
  • в использовании английского языка для управления судном (при работе с судами под иностранными флагами).

Теоретическая подготовка кандидата в морские лоцманы должна также включать в себя прохождение занятий по теоретической подготовке осуществления лоцманской проводки судов в районе (районах) лоцманской проводки судов, в которых предполагается стажировка кандидата в морские лоцманы по программе, утвержденной капитаном соответствующего морского порта.

Техническая учеба, проводимая не реже одного раза в квартал по планам лоцманской организации, должна включать в себя:

  • анализ аварийности и происшествий с судами в районе лоцманской проводки;
  • учет влияния местных климатических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических и других особенностей района лоцманской проводки судов при управлении судном во время плавания, маневрирования и производства швартовных операций;
  • применение аналитических, инструментальных и глазомерных методов ориентирования и контроля за местоположением судна во время лоцманской проводки;
  • учет особенностей гидротехнических сооружений при плавании, маневрировании и производстве швартовных операций в районе лоцманской проводки;
  • взаимодействие с СУДС и другими техническими системами в целях обеспечения безопасности мореплавания;
  • особенности плавания в районе лоцманской проводки судов.

Принимая во внимание, что оспариваемое положение противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заявленное требование в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит удовлетворению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)