Требования к лоцманам

Сейчас все больше внимания уделяется соответствию уровня работы лоцманской службы международным стандартам качества, например, ИСО-9002. Требования, на первый взгляд, просты: соответствовать уровню развития международного судоходства.

Интересно
В последнее время высказывается мысль о том, что подготовка судоводителей и современное навигационное оборудование зачастую исключают целесообразность лоцманских услуг. Однако никакое чудо технической мысли не сможет полностью заменить человека, особенно в нестандартной ситуации, когда правильное решение может принять только человек. Безусловно, капитан опытный судоводитель, но он не знаток местной акватории.

Самостоятельно капитану все труднее одинаково квалифицированно заходить в любой порт мира. По статистике, почти 90% аварий происходит в районах, ограниченных для мореплавания, в портах и на подходах к ним. В опасных и сложных для мореплавания районах лоцман может несколькими советами передать капитану свой опыт, необходимый для безопасной проводки судна.

В условиях зимней навигации факторы риска, а следовательно, и требования к лоцману увеличиваются. Дело в том, что морской порт Санкт-Петербург относится к категории замерзающих и суда в зимних условиях следуют в караване до 12 судов. Порядок следования – за ледоколом. Общая протяженность ледокольной проводки в отдельные годы достигала 230 миль. Правила – жесточайшие, и это при том, что некоторые капитаны впервые идут в лед.

Сложности возникают не только зимой. Морской канал Санкт-Петербурга относится к наиболее сложным по мировым стандартам для прохода судов с разрешенными размерениями: 260 метров длиной и осадкой до 11 метров. Маневрирование таких судов в канале, местами шириной 80 метров, крайне затруднительно.

Невскую гавань трудно удивить океанскими лайнерами, город постоянно посещают суда по 230-260 метров длиной, и опыт у лоцманов богатейший, но все же каждая из таких операций уникальна по-своему. Впереди – запланированный на 2000 год заход пассажирского судна около 300 метров длиной. Проводка такого пассажирского судна, которое, кстати, придет в Санкт-Петербург прямо со стапелей, уникальна уже тем, что на 30 метров превышает предельно разрешенную длину. Операция по проводке такого судна прорабатывалась на визуальном тренажере в Копенгагене под руководством двоих петербургских лоцманов.

По итогам пассажирской навигации 1998 года Санкт-Петербургский морской порт признан самым привлекательным портом для захода в Северной Европе. В этом есть заслуга и Общества морских лоцманов Санкт-Петербурга. Лоцман, первым поднимаясь на борт, практически представляет державу. Это ко многому обязывает. Профессионализм, английский язык, форма одежды, техническая оснащенность, экипировка, внешний вид должны соответствовать предъявляемым стандартам. Сейчас по профессионализму, знанию английского языка, технической оснащенности лоцманы Общества не уступают своим коллегам из Европы.

Функции лоцмана не являются административно-надзорными, то есть он не должен указывать капитану судна на какие-то нарушения, а также требовать их устранения. Он выполняет обязанности публично-правового характера (ст. 92 КТМ).

Лоцман должен иметь лоцманское удостоверение установленной формы на право работы в определенных районах проводки судов. Лоцманские удостоверения с присвоением звания «Речной лоцман» выдаются лоцману после прохождения проверки знаний в аттестационных комиссиях.

Перечислим подробнее требования21, предъявляемые к морским лоцманам, а именно они должны иметь:

  • гражданство Российской Федерации;
  • действующее лоцманское удостоверение, выданное капитаном морского порта и подтверждающее квалификацию морского лоцмана, его право на осуществление лоцманской проводки судов определенных размеров и назначений в определенном районе лоцманской проводки судов (Приложение № 1);
  • диплом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании по специальности «Судовождение» или «Морское судовождение»;
  • диплом о присвоении квалификации не ниже старшего помощника капитана;
  • справку о плавании сроком не менее трех лет в должности капитана или старшего помощника капитана на морских судах валовой вместимостью 500 и более;
  • свидетельство о прохождении тренажерной подготовки по программам: Радиолокационное наблюдение и прокладка;
  • автоматической радиолокационной прокладки (САРП); Маневрирование и управление судном; Использование электронных карт на морских судах; Оператор глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ);
  • начальную подготовку в соответствии с правилом VI/1 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 1978 года с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95) (решение о вступлении СССР в Конвенцию принято Постановлением Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. № 891);
  • свидетельство о прохождении профессиональной подготовки или повышении квалификации морских лоцманов;
  • справку об успешном прохождении стажировки в течение не менее 7 дней в качестве дублера оператора службы управления движением судов (СУДС), в зоне действия которой находится район лоцманской проводки, обслуживаемый лоцманской организацией, работником которой является морской лоцман или кандидат в морские лоцманы;
  • заключение медицинской комиссии о соответствии состояния здоровья требованиям, предъявляемым при дипломировании капитанов и вахтенных помощников капитана в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 года (ПДНВ 78/95);
  • трудовой договор с лоцманской организацией на выполнение обязанностей морского лоцмана.

В связи с тем, что морские лоцманы, высаживаемые (снимаемые) на судно (с судна) с помощью вертолета, они должны пройти специальную подготовку.

В соответствии с п. 6 Положения о морских лоцманах Российской Федерации морской лоцман должен знать:

  • нормы международного права и законодательство Российской Федерации об обеспечении безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море и предотвращении загрязнения окружающей среды применительно к лоцманской деятельности;
  • требования по организации штурманской службы на судах, методы и способы решения задач судовождения;
  • границы и лоцийное описание района лоцманской проводки;
  • правила плавания и обязательные постановления в морском порту, действующие в районе лоцманской проводки судов;
  • климатические, гидрометеорологические, гидрологические и навигационно-гидрографические факторы, влияющие на судно при плавании в районе лоцманской проводки судов, и способы учета воздействия этих факторов при управлении судном, в том числе направления и скорости течений, высоту и продолжительность приливов, объявленные проходные осадки, глубины в районе лоцманской проводки судов с учетом приливно-отливных явлений, названия и характеристики каналов, мелей и мысов района лоцманской проводки судов;
  • любые иные особенности района лоцманской проводки судов, оказывающие влияние на безопасность плавания судов;
  • системы разделения движения, схемы судоходства, системы управления судами, характеристики и особенности навигационных путей в районе лоцманской проводки судов, в том числе рекомендуемые курсы и расстояния района лоцманской проводки судов;
  • виды и характеристики применяемых в районе систем плавучего и стационарного навигационных ограждений;
  • оборудование мостика и средства судовождения;
  • характеристику огней и их секторы видимости и туманные сигналы, радиолокационные отражатели и радиомаяки, другие электронные средства, используемые в районе лоцманской проводки судов;
  • названия, местоположение и характеристики плавучих маяков, буев, знаков, построек и других приметных ориентиров в районе лоцманской проводки судов;
  • названия, места расположения, характеристики и особенности средств навигационного оборудования и естественных навигационных ориентиров, имеющихся в районе лоцманской проводки судов.

В соответствии с п. 7 Положения о морских лоцманах Российской Федерации морской лоцман должен уметь:

  • применять свои профессиональные знания и опыт при осуществлении лоцманской проводки судна на практике (давать советы и рекомендации в процессе управления судном при его движении, маневрировании и производстве швартовных операций в целях обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и защиты морской среды);
  • свободно ориентироваться на местности и в навигационной обстановке по пути следования судна в районе лоцманской проводки судов в различное время суток и при различных погодных условиях;
  • использовать искусственные и естественные навигационные ориентиры при определении и контроле за местоположением судна;
  • применять аналитические, графические, инструментальные и глазомерные методы определения и контроля за местоположением судна;
  • определять элементы движения встречных судов и решать задачи по безопасному расхождению с ними;
  • учитывать влияние гидрометеорологических и гидродинамических факторов, влияющих на судно при его движении и стоянке;
  • пользоваться судовыми и индивидуальными техническими средствами навигации, сигнализации и связи;
  • взаимодействовать с оператором СУДС при осуществлении лоцманской проводки судов;
  • давать рекомендации капитану обслуживаемого судна по работе с буксирами при осуществлении всех видов буксировочных и швартовных операций, применяемых в районе лоцманской проводки судов;
  • использовать русский и (или) английский язык в процессе общения с капитаном судна, лоцманскую проводку которого осуществляет, и другими участниками обеспечения плавания судов в районе лоцманской проводки судов, а в случае разногласий или непонимания – Стандартные фразы ИМО для общения на море.
  • оказывать первую медицинскую помощь и использовать способы личного выживания в соответствии с правилом VI/1 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками 1995 года (ПДНВ-78/95).

Кандидат в морские лоцманы должен:

  • удовлетворять установленным требованиям, за исключением требований о наличии у него действующих лоцманского удостоверения и трудового договора с лоцманской организацией на выполнение трудовых обязанностей морского лоцмана;иметь справку об успешном прохождении стажировки в качестве ученика (стажера) лоцмана в течение не менее 6 месяцев с указанием района лоцманской проводки судов и типов проводимых судов.

В обязанности морского лоцман входит:

  • совершенствование своих знаний и опыта, необходимых для успешной профессиональной деятельности;
  • не реже одного раза в 5 лет проходить повышение квалификации и аттестацию;
  • проходить медицинские обследования для подтверждения соответствия установленным требованиям состояния здоровья для работы на судах один раз в год;
  • соблюдать установленный режим труда и отдыха в целях обеспечения физической и психологической готовности к осуществлению надлежащей лоцманской проводки судна на всем ее протяжении в соответствии с установленными требованиями;
  • при осуществлении лоцманской проводки иметь при себе лоцманское удостоверение, лоцманскую квитанцию, а для проводки судов, совершающих международные рейсы, – паспорт (удостоверение личности) моряка;
  • во время посадки на судно и высадки с судна использовать индивидуальные спасательные средства.

Лоцманами могут быть лица, имеющие среднее или высшее судоводительское образование, диплом капитана высшей группы грузовых самоходных и буксирных серийных судов внутреннего плавания, работающих в бассейне (районе), либо диплом капитана такой же или высшей группы пассажирских судов, и выдерживавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе плавания, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)