Логистические процессы торгового предприятия

Логистический процесс представляет собой определенную последовательность логистических операций и совокупность действий, обеспечивающих их выполнение с целью эффективного взаимодействия элементов и оптимизации логистической системы торгового предприятия.

Логистический процесс торгового предприятия охватывает весь спектр видов деятельности, необходимых для обеспечения прохождения товаром или услугой полного цикла: закупка — продажа — доставка потребителю — послепродажное обслуживание — утилизация после использования.

Основными логистическими процессами торгового предприятия являются: транспортировка, складирование, размещение товаров в торговом зале и пр.

Необходимость в логистических транспортных процессах связана:

  • с доставкой грузов от поставщиков непосредственно на торговые предприятия или склады (распределительные центры), обеспечивающие обслуживание торговых предприятий;
  • внутрисистемная транспортировка грузов (между торговыми предприятиями или складами, входящими в торговую сеть) и внутрискладское перемещение грузов;
  • доставка заказа потребителю;
  • сбор и транспортировка возвратной тары и возвращаемых товаров;
  • транспортировка утилизируемой продукции в места сортировки и переработки.

Логистические процессы складирования включают в себя:

  • хранение товаров на складах торгового предприятия (в распределительных центрах сетевых торговых предприятий);
  • кратковременное хранение на подсобных площадях торгового предприятия;
  • хранение сырья и продукции, необходимого для собственного производства.

В процессе хранения продукция может подвергаться подсортировке, расфасовке и упаковке.

Организация размещения товаров в торговом зале изначально определяется при создании предприятия, в процессе технологической планировки помещения. Вместе с тем, процесс размещения товаров в торговом зале можно рассматривать с разных точек зрения: организации и технологии торговых процессов, с позиций маркетинга и логистики.

Процесс размещения товаров в торговом зале позволяет распределить товары на торговой площади магазина или прочего торгового объекта для максимально удобного, безопасного и эффективного представления его покупателю.

С логистических позиций, при размещении товаров учитываются следующие обстоятельства:

  • направление потока покупателей;
  • физико-химические свойства продаваемой продукции;
  • совместимость товаров, учитываемая в правилах товарного соседства.

Движение потока покупателей начинается от входа в торговый зал по направлению чаще всего против часовой стрелки.

Главная задача заключается в равномерном распределении потока покупателей по всей площади торгового зала.

Для удобства покупателей товары размещают по принципам комплексного потребления, взаимозаменяемости или по назначению. Для постоянных покупателей ценно сохранение размещения товарных групп на определенных местах, что способствует лучшей ориентации и сокращению времени на выбор товара.

Зонирование размещения товарных групп в торговом зале осуществляется с учетом близости подсобных помещений, в которых происходит подготовка этих товаров к выкладке; для товаров, требующих времени для ознакомления с их свойствами, отводятся зоны в глубине зала, чтобы не задерживать основной поток покупателей; объемные, тяжеловесные и замороженные товары располагаются ближе к выходу из торгового зала и пр.

Размещение товаров в торговом зале должно обеспечивать свободный проход покупателей, проезд торговых тележек и подъемно-транспортных механизмов, а также создавать условия для хорошего обзора выкладки товаров, что необходимо как покупателям, так и работникам магазина для оперативного пополнения полок товарами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)