Личность преступника

Проблема личности в последние годы привлекла к себе особенно большое внимание философов, социологов, психологов. Интерес к ней обусловлен возрастающим значением личности в нашем государстве и связанным с этим направленным раз­витием гуманитарных наук.

В правовой науке, в частности в уголовно-правовой, проблема личности еще не получила достаточно глубокого и полного освещения.

В исследовании личности преступника предприняты лишь первые шаги. Между тем проблема личности преступника является едва ли не одной из наиболее важных в уголовном праве, уголовном процессе и отчасти в криминологии.

Раскрыть содержание понятия «личность преступника» применительно к советскому уголовному праву невозможно без учета общетеоретических положений марксистской философии по вопросу о личности. Главная заслуга марксистской философии в этом вопросе заключается в обосновании вывода о том, что личность — это категория общественно историческая.

В этом подлинная сущность личности человека, закономерность его бытия. Личность многогранна, она охватывает общественную сущность человека, его психологию и в какой-то мере биологию. Главное содержание личности составляет общественная, социальная ее сущность.

Человек — это прежде всего общественный индивид. К- Маркс писал: «.. .сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Это положение раскрывает процесс формирования личности и ее социальное содержание.

Идеалисты утверждали, что индивид, субъект становится личностью, когда он абстрагируется от своего конкретного «я» и постигает себя как предмет, возведенный мышлением в простую бесконечность, т. е. когда у него возникает самосознание.

Маркс охарактеризовал такое понимание личности, как метафизически-теологическую карикатуру на человека, поскольку реальные свойства его превращаются в «свойства воображаемого „бесконечного самосознания”».

Многие материалисты до Маркса, признавая природную основу человека, видели его сущность в конечном итоге в том же, в чем и Гегель. «В воле, мышлении и чувстве заключается высшая абсолютная сущность человека, как такового, и цель его существования», — писал Фейербах.

Таким образом, до Маркса в философии господствовало убеждение, что сущность человека определяется самосознанием, которое не зависит от хода исторического процесса и не определяется системой общественных отношений.

Общественное содержание понятия «личность человека» было впервые раскрыто Марксом. Такое понимание человеческой личности потребовало анализа всех материальных и духовных отношений, формирующих человека и определяющих его социальную сущность, взаимосвязанных между собой и складывающихся в определенных исторических условиях.

Основу общества составляют материальные общественные отношения. Они обусловливают и духовные отношения. Вся совокупность общественных связей образует социальный организм, который определяет содержание личности, в свою очередь реализуемое в общественных отношениях.

Экономические, правовые, политические, идеологические, нравственные, эстетические и другие отношения не только характеризуют место личности в обществе в целом, но и определяют принадлежность человека к конкретным группам (класс, учебный или трудовой коллектив, семья и т. д.).

Личность воплощает в себе черты определенного общественного строя. В социалистическом обществе, где уничтожена частная собственность и система эксплуатации, нет антагонистических противоречий между классами, между личностью и обществом, сформировался социально новый исторический тип личности свободного труженика.

Только социализм и коммунизм создают подлинные возможности для свободного развития личности. Человек, ставший полноправным членом общества, получил возможность трудиться для блага общества и одновременно для себя, а потому достиг больших результатов в развитии всех своих способностей.

«Условия для всестороннего развития личности созданы благодаря историческим социальным завоеваниям — освобождению от эксплуатации, безработицы и нищеты, от дискриминации по признакам пола, происхождения, национальности, расы.

Каждому члену общества предоставлены равные возможности для творческого труда и образования. Исчезают отношения зависимости и неравенства между людьми в общественной и семейной жизни. Личное достоинство каждого гражданина охраняется обществом.

Каждому гарантируется равный и свободный выбор рода занятий и специальности с учетом интересов общества.

По мере сокращения времени на материальное производство расширяются возможности для развития способностей, дарований, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства.

Досуг людей будет все больше посвящаться общественной деятельности, культурному общению, умственному и физическому развитию, научно-техническому и художественному творчеству. Физкультура и спорт прочно войдут в повседневный быт людей».

Буржуазные философы и политики утверждают, что марксизм-ленинизм отрицает индивидуальность и растворяет личность человека в безликой массе. Так, католический «критик» марксизма И. Бохенский писал, что «когда марксисты говорят о человеке, они имеют в виду коллектив».

Такое утверждение ложно. Марксистская теория выступает против абстрактного толкования понятия «личность», обосновывая положение, что «только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков», а это возможно лишь при создании необходимых общественных условий.

Поскольку человек является носителем производственных отношений, его как личность характеризует в первую очередь положение в системе производственных отношений, классовая принадлежность.

Рабочий, колхозник, представитель интеллигенции выполняют в обществе разнообразные социальные функции и это наряду с другими факторами оказывает влияние на формирование их личности.

Однако связи человека в обществе не исчерпываются теми связями, которые определяются выполнением производственной функции.

Человека как личность формирует не только вся совокупность материальных отношений, но и политические, идеологические, правовые, нравственные, бытовые, семейные, культурные, эстетические и другие отношения, составляющие общественное бытие и общественное сознание.

Кроме того, на формирование человеческой личности влияет и его индивидуальное бытие, поскольку личность каждого человека представляет собой индивидуальное бытие общественных отношений. В истории конкретной общественной формации и определенного класса человек имеет свою историю.

Индивидуальное бытие человека — это совокупность отношений, связей в производственном, семейном коллективе, коллективе товарищей (микросреде), составляющих историю жизни данного человека.

К. Маркс писал: «.. .развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении…»

Поэтому, оценивая общественную сущность личности человека, не следует преуменьшать значение той микросреды, в которой развивается и формируется каждый конкретный человек.

Однако все многообразие сторон, образующих личность, не может быть сведено к совокупности общественных отношений, носителем которых является личность.

 Именно за это в фило­софской литературе была подвергнута справедливой критике книга В. Г. Малышева «Человеческая личность и ее прояв­ления».

Марксистский подход к проблеме личности означает диалектическое единство социального и психического содержания личности, опосредования их друг через друга.

Прежде всего следует учитывать, что сущность человека как личности заключается в том, что он является носителем сознания, поэтому воздействие всей совокупности общественных условий на личность человека опосредуется его внутренним миром.

Внутренний же мир человека или психологическая характеристика — это устойчивое единство психических процессов и психических свойств данного лица.

«Психические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и процессов заключается в регуляции деятельности людей.

Будучи обусловлены внешним воздействием, психические процессы обусловливают поведение, опосредствуя зависимость поведения субъекта от объективных условий».

Индивидуальное сознание (психика) человека представляет собой взаимодействие психических процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления), психического состояния (бодрости, усталости, активности, пассивности, раздражительности), психических свойств личности (темперамента, направленности, способностей, характера).

Наиболее существенное значение имеют те личные качества, которые направляют деятельность человека: мотивы и задачи, которые он ставит перед собой, свойства характера, определяющие его отношение к другим людям, способности, т. е. возможности для осуществления общественно полезной деятельности.

Личность — это живой действующий человек, обладающий только ему присущей совокупностью биологических и психологических свойств.

Сознание каждого человека не является зеркальным отражением окружающей его внешней среды, поэтому нет двух людей совершенно одинаковых во всем.

Общественное и индивидуальное бытие человека многократно опосредуется его внутренним миром, представляющим единственное и неповторимое явление.

Но исключительность и неповторимость каждого человеческого индивидуума заключается в своеобразии не самих признаков и свойств, присущих человеку, а в своеобразии связей этих качеств и вытекающих из этого особенностей их проявления.

Свойства характера могут быть присущи разным людям, как и биологические особенности человека: цвет глаз, величина и очертания рта и т. д.

В той мере, в какой биологические свойства — результат эволюции живых существ, они являются общими для всех людей.

Психологические свойства человека, определяемые общественными условиями, также представляют собой общее по отношению к конкретному их проявлению. К. Маркс писал: «Индивид есть общественное существо.

Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, — является проявлением и утверждением общественной жизни».

Индивидуальность личности каждого человека представляет собой форму выражения общего в отдельном.

Только учитывая эту индивидуальность и неповторимость человеческой личности, можно понять, почему одинаковые внешние воздействия вызывают разную реакцию у различных людей.

Внутреннее отражение внешнего мира и ответная реакция каждой личности специфична, как и весь внутренний мир человека, хотя он и социально детерминирован.

Некоторые стороны внутреннего мира человека, его психологического склада в большой мере обусловлены биологической природой. Тип нервной системы, лежащий в основе темперамента человека, присущ человеку и влияет на образ его поведения.

И. П. Павлов считал, что прирожденные свойства нервной системы наряду с воспитанием и обучением формируют образ поведения личности.

Все эти общие, конструктивные представления о понятии «личность» необходимы для раскрытия содержания личности преступника.

Перед исследователем проблемы «личность преступника» прежде всего возникает вопрос, правомерно ли выделять такое понятие, не будет ли это означать признание у преступников каких-либо прирожденных биологических свойств, отличающих их от других людей и обусловливающих совершение ими преступлений.

Этот вопрос особенно важно решить потому, что в философской литературе понятие «личность» иногда определяется следующим образом.

«Личность — это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами, вносящий своей индивидуальной деятельностью вклад в развитие общества и ведущий образ жизни, соответствующий идеалам его эпохи или класса».

Такое определение, как правило, неприемлемо для раскрытия содержания личности всех людей. Если исходить из него, то все лица, которые не ведут образ жизни, соответствующий идеалам их эпохи или их класса, не могут быть признаны личностями.

Применительно к преступникам это означает, что ни один из них не является личностью. Такой подход к решению вопроса о личности преступника был бы неправильным.

Каждый человек из числа лиц, совершающих антиобщественные поступки, является носителем многообразных общественных отношений и обладает как отрицательными, так и положительными качествами.

Не признать в нем личность — это значит свести человека как общественное существо к биологическому индивиду.

В юридической литературе утвердилось мнение, что вполне правомерно существование понятия «личность преступника».

Однако некоторые авторы считают, что это понятие условное, поскольку «преступной личности не существует, так же как не существует каких-либо специфически преступных свойств и качеств».

Такое мнение верно лишь в том смысле, что отрицательные черты человека, проявившиеся в совершении преступления, не прирожденные.

Вместе с тем у преступника имеются социально обусловленные свойства, создающие возможность антиобщественного поведения, которая превращается в действительность при соответствующих условиях.

Поэтому преступник как личность отличается от других людей тем, что он совершил преступление вследствие присущих ему антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к общественным интересам.

Наличие антиобщественных взглядов, отрицательных черт и их проявление в соответствующей ситуации в виде преступления характерно для всех преступников.

Поэтому преступников можно условно объединить в группу для изучения их социально-психологической природы, но при этом нужно учитывать, что преступники не составляют социальной группы, а в течение своей жизни входят в разные коллективы, которые и формируют их как личность.

Для изучения личности преступника, как и личности вообще, исходным положением является признание личности общественно исторической категорией.

Сущность личности преступника составляют общественные отношения, носителем которых она является. Поэтому, для того чтобы охарактеризовать личность преступника, нужно прежде всего выявить общественные отношения, которые сформировали его как личность, и те общественные отношения, субъектом которых она является.

Преступление как акт антиобщественного поведения и отрицательные взгляды и свойства, вызвавшие его совершение, являются лишь одной из сторон, характеризующих личность, и не исчерпывают других общественных связей преступника.

К. Маркс писал, что государство должно видеть в человеке, совершившем преступление, «нечто большее, чем правонарушителя …

Разве каждый из граждан не связан с государством тысячью жизненных нервов, и разве оно вправе разрезать все эти нервы только потому, что этот гражданин самовольно разрезал какой-нибудь один нерв?

Государство должно видеть и в нарушителе… человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которого священно, и, наконец, самое главное — гражданина государства».

Преступники являются носителями антиобщественных взглядов и нравов, но это не исключает того, что на них, как и на других реальных общественных индивидах, отражаются черты определенного общественного строя.

Природа социалистического строя сказывается на личности человека, формируя в нем положительные черты и свойства. Те негативные качества, которые обусловливают преступное поведение, вызваны особенностями индивидуального бытия и влиянием отрицательных взглядов и отношений, еще сохранившихся в общественном сознании.

Исследуя личность преступника и зависимость ее от общественного бытия, следует прежде всего учитывать, что преступники не составляют особого класса и не •занимают особого места в системе производственных отношений.

Классовую принадлежность каждого преступника определяет не факт совершения преступления, а, так же как и всех других граждан, место в системе общественного производства. Среди лиц, совершающих преступления, имеются рабочие, колхозники, служащие и др.

Данные изучения социальной принадлежности преступников убедительно свидетельствуют о том, что среди лиц, совершающих преступления, большинство составляют люди, занятые трудом в различных сферах общественного производства, или члены их семей.

Другой подход привел бы к ошибочному определению социальной структуры общества: «Иначе пришлось бы утверждать, что общество состоит не из социальных групп, а из граждан, соблюдающих законность, и преступников.

Такое понимание противоречий извращало бы научный подход к социальной структуре социалистического общества».

Люди, принадлежащие к одному и тому же классу, отличаются друг от друга своим поведением. Социально-психологическая характеристика многих преступников вообще не соответствует типическим чертам класса, к которому они принадлежат.

Было бы вульгарным социологизмом полагать, что социальный облик всех людей определяется их классовой принадлежностью. Может произойти разрыв личности со своей социальной классовой средой, что, однако, не изменяет классовой принадлежности такого лица.

Это, в частности, происходит у рецидивистов — людей с глубокой антиобщественной установкой, не занимающихся общественно полезным трудом.

Сторонники сектантско-догматической концепции считают воров, тунеядцев, хулиганов классом, а борьбу против них – проявлением социального антагонизма.

Такая концепция и вытекающие из нее выводы противоречат природе социалистического общества, задачам его дальнейшего развития, искажают марксистско-ленинское учение о классах и классовой борьбе, ибо антагонистическое противоречие — это такое противоречие, при котором противоположности враждебны друг другу, борьба их неуклонно углубляется и завершается революционной перестройкой всей системы, внутри которой это противоречие существует.

В социалистическом обществе нет антагонистических противоречий между личностью и обществом. Его социальная структура определяется наличием дружественных классов — рабочего класса, крестьянства, а также интеллигенции, между которыми нет непримиримо враждебных противоречий, а существуют лишь различия, связанные с их местом в системе производственных и других, вытекающих из них, отношений.

Преступники не составляют класса, антагонистического по отношению к общественной системе и качественно однотипным группам трудящихся (рабочему классу, крестьянам, интеллигенции).

Причины, вызывающие совершение преступлений, не вытекают из природы социалистической системы отношений, и потому ликвидация преступности как антисоциального явления необходима и возможна.

Преступники совершают действия, которые не могут быть расценены как акты классовой борьбы (за исключением особо опасных государственных преступлений).

Их действия не направлены на причинение вреда непосредственно классовым интересам рабочих, крестьян или интеллигенции, на изменение экономического или политического положения класса и не осознаются самими преступниками как акт классовой борьбы.

Иной классовый смысл имеют особо опасные государственные преступления. Они в ряде случаев выражают стремление империалистической реакции причинить ущерб государству трудящихся путем использования неустойчивых лиц из числа советских граждан. Такие преступления носят характер актов классовой борьбы.

В связи с тем, что отдельные юристы ГДР считали все преступления прямым проявлением классовой борьбы, В. Ульбрихт говорил: «Мы только тогда подойдем к правильной оценке преступлений и преступников, когда мы будем проводить различие между антагонистическими противоречиями, которые в этих преступлениях проявляются, и неантагонистическими общественными противоречиями, которые покоятся на диспропорциях и противоречиях в хозяйстве и на старых буржуазных привычках и идеологической отсталости».

Борьба с преступностью — это борьба не между классами, а между единым советским народом и носителями пережитков прошлого. Она имеет своей целью искоренение этих пережитков из сознания членов общества.

Поэтому «партия рассматривает борьбу с проявлениями буржуазной идеологии и морали, с остатками частнособственнической психологии, суеверий и предрассудков как составную часть работы по коммунистическому воспитанию».

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 г. «Об усилении борьбы с преступностью» борьба с преступностью и причинами, ее порождающими, признается всенародным делом.

Пережитки капитализма в сознании людей, выражающиеся в совершении преступных действий, представляют значительную опасность. Поэтому борьба с этими пережитками носит острый характер.

В капиталистическом обществе преступники в определенной мере отражают психологию класса, к которому они принадлежат. Однако это не означает, что в этих условиях общеуголовное преступление является формой классовой борьбы.

По точному определению классиков марксизма, преступление является актом борьбы «изолированного индивида».

Марксистская философия признает экономическую, политическую и идеологическую формы классовой борьбы.

Если экономическая форма борьбы заключается в отстаивании пролетариатом своих экономических интересов, то борьба за уничтожение капиталистической эксплуатации есть борьба политическая, а борьба против буржуазных идей и предрассудков за овладение социалистической идеей широкими массами пролетариата – идеологическая.

Применительно к вопросам преступности и борьбы с нею в условиях эксплуататорского строя из указанных положений марксистской философии следует ряд выводов. Понятие преступления во всяком обществе — классовое.

Господствующий класс объявляет преступным такое деяние, которое общественно опасно с точки зрения его классовых интересов, опасно для «существования и воспроизводства системы общественных отношений, обеспечивающих его господство.

Деяния, объявляемые государством преступными, не однородны по своему содержанию. Эксплуатируемые совершают направленные непосредственно против классовых интересов эксплуататоров действия, которые буржуазное государство считает политическими преступлениями.

Революционная борьба рабочего класса, объявляемая буржуазией преступлением, есть не что иное, как непосредственный акт классовой борьбы трудящихся (политической или экономической в зависимости от целей и характера этой борьбы).

Общеуголовные преступления совершаются представителями различных классов, и борьба с ними продиктована стремлением обеспечить буржуазный правопорядок и сохранить соответствующие условия для существования всей системы эксплуатации.

Третью группу составляют преступления, совершаемые представителями господствующего класса (банкротство, мошенничество, должностные преступления), которые, по меткому выражению К. Маркса, совершают ненужный иерархии грех.

В условиях эксплуататорского общества уголовные преступления, совершаемые как лицами из трудящихся классов, так и лицами, принадлежащими к господствующему классу, ни по форме, ни по содержанию не являются выражением классовой борьбы, хотя и возникают в результате антагонистических и неантагонистических противоречий капиталистического мира, и уголовно-правовая борьба с ними осуществляется в классовых интересах буржуазии.

Вместе с тем в эксплуататорском обществе все преступления непосредственно обусловлены его природой. Психология личности, мотивы и интересы, которые побуждают к совершению преступлений, прежде всего определяются положением в обществе того класса, к которому человек принадлежит.

Объективные причины и отрицательное значение общеуголовных преступлений для развертывания классовой борьбы не всегда осознаются лицами, которые относятся к трудящимся классам, и потому с точки зрения задач классовой борьбы пролетариата они неприемлемы.

В социалистическом обществе условия, в которых формируется личность, определяются не только общественным бытием, но и общественным сознанием.

Общественное сознание – это отражение общественного бытия в самом широком смысле. Оно включает совокупность общественных взглядов, представлений, чувств и эмоций, общественную психологию, науку, идеологию.

Кроме общественных идей, взглядов, теорий, правильно отражающих назревшие интересы общества, в общественном сознании существуют старые взгляды, которые выражают интересы отживающих сил общества и играют отрицательную роль в формировании индивидуального сознания.

Объясняется это отстаиванием общественного сознания от общественного бытия. Это положение очень важно для исследования преступности и личности преступника.

То обстоятельство, что в общественном сознании сохраняются пережитки, объясняет, почему в социалистическом обществе существует преступность: она порождается ложными, искаженными представлениями некоторых людей о мире, о человеческих отношениях.

Общественное сознание по объему и содержанию может приобрести различный смысл в жизни разных людей, вызвать различные чувства, различные побуждения и соответственно-различное поведение. Это зависит от обстоятельств жизни данного человека и от индивидуальных особенностей его личности.

Сущность личности преступника определяется не только теми свойствами, которые сформировались под влиянием условий общественной жизни, но и историей его жизни, той микросредой, в которой он с детства находился.

Семья, школа, люди, в общении с которыми человек проводит свой досуг, с которыми он работает, — все это в тесном взаимодействии формирует и положительные и отрицательные черты характера, интересы, взгляды, убеждения.

В правовой литературе последних лет правильно подчеркивается непосредственная связь между характеристикой личности преступника и условиями ее формирования в семье, школе, производственном коллективе, кругу товарищей.

А. Б. Сахаров, В. Н. Кудрявцев, А. М. Яковлев в своих работах обстоятельно освещают влияние этих условий на формирование личности преступника и совершение им преступлений.

В анкету для изучения личности преступника, разработанную Всесоюзным научно-исследовательским институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, с полным основанием включены такие вопросы, как данные о родителях (образование, профессия, участие в общественной жизни), данные об обвиняемом (его профессия, должность, трудовой стаж, участие в общественной жизни, жилищно-бытовые условия, семья и отношение к ней), а также о других условиях нравственного формирования.

Индивидуальные условия нравственного формирования представляют собой производное от общественного бытия и общественного сознания, однако отражение окружающего мира в индивидуальном сознании не является зеркальным.

«Из всей совокупности того, что ему (человеку. — Н. Л.) предлагает жизнь, воспитатели, школа, книги, он берет то, что ему каким-то образом подходит, что увязывается с его прошлым опытом, запасом идей, с его настроениями, личными особенностями, интересами и т. д. Из всего этого он сам делает свои выводы и, основываясь на них, сам намечает для себя свою жизненную линию».

Никакое воздействие из внешнего мира непосредственно не вызывает у человека ответной реакции. Только будучи опосредовано внутренним содержанием человека как личности, эти внешние влияния (те из них, которые были «отобраны») могут обусловить то или иное поведение. При этом следует иметь в виду ряд обстоятельств.

Соотношение причин каждого конкретного преступного деяния индивидуально, хотя причины преступности могут быть обобщены и сведены в определенные категории. Это объясняется тем, что одни и те же причины в зависимости от особенностей личности оказывают различное влияние в конкретной ситуации.

Формирование антиобщественной направленности, антисоциальных мотивов и проявление их в виде преступного деяния не одновременный процесс. В ряде случаев отрицательное влияние сказывается через длительный период времени.

Это зависит от двух обстоятельств: во-первых, личность нельзя воспринимать как нечто раз навсегда данное. Внутренний склад человека, совершившего преступление, в процессе жизнедеятельности изменяется, приобретая новые черты, теряя старые.

Во-вторых, одни и те же черты характера по-разному проявляются в зависимости от обстановки.

Для характеристики психологии преступника особое значение имеют те свойства личности (устойчивые, постоянные особенности ее), сочетание которых образует ее направленность и характер.

Под направленностью личности преступника следует понимать систему побуждений и мотивов, определяющую избирательность отношений и активности человека. Мотивами могут быть осознанные потребности и интересы, морально-политические установки, идеалы, чувства, помыслы.

Потребности человека обусловлены общественными условиями его жизни. Уровень потребностей определяет уровень развития человека. Если низменные потребности у человека доминируют над всеми другими, возникают мотивы антиобщественного характера.

Направленность личности определяется по содержанию и уровню испытываемых потребностей, характеру интересов, мировоззрению и убеждениям.

Характер — это сложившийся под влиянием условий жизни образ поведения человека, который выражается в отношении к общественным задачам и к окружающим его людям, к своим обязанностям.

Структура характера определяется содержанием потребностей, убеждений, интересов, морально-волевых и эмоциональных качеств.

Анализ статистических данных и результаты выборочных исследований свидетельствуют о том, что уровень культуры преступников низок. В Ленинграде в 1961 г. 40%, а в 1962 г.— 25% преступников не имели начального образования или окончили не более 4 классов.

По данным выборочного обследования, проведенного Всесоюзным научно-исследовательским институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, из числа совершивших преступление 53,5% составляли лица с низшим образованием, 38,6%—лица с неполным средним образованием.

Антиобщественные взгляды — неотъемлемый элемент искаженных, не соответствующих действительности представлений преступников. Их интересы, как правило, ограничены и примитивны.

Лицам, совершившим преступления в связи с систематическим потреблением алкоголя, свойственно стремление к пьяному разгулу, грубость, неуживчивость, снижение требовательности к себе.

У преступников преобладают материальные и совсем не развиты духовные и социальные потребности. Хотя значительная часть их и занимается общественно полезным трудом, но, как правило, интерес к труду проявляют немногие.

Примитивен характер материальных интересов преступников, совершающих корыстные преступления.

Преступникам свойственны индивидуалистические, эгоистические черты, нежелание считаться с интересами других людей, с общественными интересами. Как правило, они отрицательно относятся к требованиям права и морали и либо открыто проявляют это отношение, либо тщательно скрывают его.

Перечисленными свойствами и чертами не исчерпывается характеристика всех преступников. У каждого из них свой психологический облик, проявляющийся в их поведении.

В. И. Ленин писал: «…по каким признакам судить нам о реальных „помыслах и чувствах” реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей…»

Преступник, как и каждый человек, выполняет в обществе много различных социальных ролей. Для его характеристики важно знать, какую долю среди этих социальных ролей составляют антиобщественные деяния.

И. С. Кон, разрабатывающий методологию изучения личности, считает, что социально-психологическое содержание личности может быть понято путем раскрытия социальных ролей, осуществляемых человеком в обществе.

Каждый человек выполняет множество социальных ролей. Одни роли как бы «даются» человеку обществом объективно, независимо от его воли (пол, возраст, национальная принадлежность, социально-экономическая роль, определяемая классовой принадлежностью, отношениями собственности), другие «выбираются» в соответствии с жизненными установками (семья, профессия, участие в общественной жизни, коллектив и пр.).

Каждый человек по-своему воспринимает предписания социальной системы. Восприятие роли (понимание ее содержания, своих прав и обязанностей), отношение к ней (принимает ли человек роль или отвергает, какое значение ей придает, согласуется ли она с другими ролями) определяет индивидуально-психологический аспект поведения.

Выполнение роли зависит от определяемого социальной системой содержания поведения и индивидуально-психологического восприятия этих требований каждым человеком в данной конкретной обстановке. Это в свою очередь оказывает влияние на формирование личных качеств человека.

Применительно к личности преступника указанная закономерность действует так же: взаимодействие отрицательных социальных взглядов и отношений, еще существующих в обществе, и неблагоприятных влияний микросреды формируют антиобщественную роль — совершение преступления, которая воспринимается конкретным лицом в соответствии с его индивидуально-психологической структурой.

От последней зависит, совершит человек преступление или нет, возникнет ли острый конфликт между личностью и обществом, какое значение будет иметь совершение преступления для данного человека, как социально-отрицательная роль согласуется с другими социально-полезными ролями, выполняемыми этим человеком.

Совершение преступления означает, что человек становится преступником. Для оценки его общественной опасности важно знать, насколько значительное место среди выполняемых им ролей занимают антисоциальные действия — совершение преступления.

Другими словами, нужно определить, присуща ли личности преступника антиобщественная установка, которая является важнейшим компонентом структуры личности и представляет собой «некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы».

Социальная ориентация выявляется по интересам и стремлениям, по тому, как они преломляются в действиях, в поведении человека.

Она раскрывает глубинные процессы индивидуального сознания личности, дает возможность понять реакцию личности на ситуацию, так как реакция зависит от устоявшихся социальных ориентации.

А. Б. Сахаров, Г. М. Миньковский, Г. Г. Зуйков придерживаются той точки зрения, что антиобщественная установка свойственна всем преступникам.

Между тем если под социальной установкой понимать систему социальной ориентации, которую человек для себя принял (как считают А. Г. Здравомыслов, В. Я- Ядов), или, что то же самое, способность «действовать определенным образом или избирательное установление связей (как считает А. М. Яковлев), то очевидно, что антиобщественной установки нет у лиц, совершивших преступление под влиянием случайного стечения обстоятельств, в состоянии аффекта, вызванного противоправным действием, при превышении пределов необходимой обороны, впервые по неосторожности и т. д.

В этих преступлениях не выражается ориентация на совершение антиобщественных действий. Они лишь свидетельствуют об отсутствии у виновного достаточных сил для того, чтобы законными действиями противостоять неблагоприятно сложившейся ситуации.

Антиобщественная установка есть у рецидивистов, хулиганов, воров, лиц, совершающих преступления на почве пьянства, и др. Круг интересов таких лиц узок, примитивен, морально” правовые позиции как регуляторы поведения отсутствуют, общественно-трудовые интересы ограничены. Совершение преступлений не встречает у них внутренних препятствий, а преступное поведение оценивается как положительное.

Глубина и стойкость антиобщественной установки непосредственно зависит от индивидуального опыта. Так, например, у рецидивистов каждое вновь совершаемое преступление углубляет антисоциальную ориентацию и облегчает совершение последующего преступления.

Личность преступника, как и личность любого другого человека, характеризуется и психофизиологическими природными свойствами: типом нервной системы и темпераментом, складывающимся на его основе, возрастными и половыми особенностями.

Эти особенности влияют на динамику, уравновешенность, быстроту реакции, подвижность нервных процессов возбуждения и торможения и их проявления в поведении личности, способность к выполнению общественных функций.

Однако, являясь одним из структурных образований в комплексе, образующем личность, они еще не определяют отношение человека к обществу, к другим людям.

Отношение к общественным интересам, нрав­ственный уровень личности — это категория социальная, и поэтому указанные свойства не могут привлекаться для объяснения причин преступности или причин конкретного преступления.

В трудах физиологов и психологов, исследовавших психическую деятельность, подчеркивалась социальная природа содержания психики человека. И. М. Сеченов писал, что характер психического содержания «на 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле слова и только на 1/1000 зависит от индивидуальности».

Советские психологи единодушно отрицают влияние темперамента на содержательную сторону отношения человека к действительности.

Так, например, В. С. Мерлин писал: «Тип высшей нервной деятельности не определяет отношения личности к действительности с содержательной стороны, но он оказывает значительное влияние на некоторые формы этого отношения».

Именно потому, что преступление — это деяние социальное, а не биологически детерминированное (вред, причиняемый душевнобольными, не считается преступлением), законодатель устанавливает ответственность и наказание, которые, будучи социальными категориями, могут детерминировать поведение в нужном для общества направлении.

Если бы это было не так, право не могло бы регулировать поведение людей. Это очевидное положение, однако, разделяют не все юристы. Так, И. С. Ной, В. А. Шабалин и Ю. А. Демидов писали: «До последнего времени в советской юридической науке господствовал упрощенный, временами вульгарно-социологический подход к объяснению причин антиобщественной направленности поведения правонарушителей.

Совершенно игнорировались „прирожденные свойства нервной системы” индивидов, которым академик И. П. Павлов наряду с воспитанием и обучением в самом широком смысле придавал определенное значение в формировании „образа поведения” личности».

Авторы подчеркивают, что при исследовании причин преступности и характеристике преступника важно исследовать соотношение «прирожденных программ поведения» человека, «закодированных» в его сознании на уровне социальных инстинктов, с «программами поведения», вырабатываемыми им в процессе общественной практики.

Позиция И. С. Ноя, В. А. Шебалина и Ю. А. Демидова весьма спорна.

Прирожденные свойства человека, «прирожденная программа поведения», безусловно, имеют важное значение для формирования образа поведения человека, что и имел в виду И. П. Павлов, но они лишь влияют на динамику, уравновешенность нервных процессов и их проявление и не определяют систему отношений человека к обществу и другим людям.

Быстрота реакции, подвижность нервных процессов имеют одинаковое отношение как к плохим, так и к хорошим поступкам человека.

Психофизиологические особенности человека (возраст, пол) сами по себе не определяют его поведения. Они преломляются через социально-психологические условия и лишь будучи опосредствованы последними влияют на поступки человека.

Тем не менее природные свойства человека входят в структуру личности и должны учитываться в процессе реализации уголовной ответственности.

Достижение целей наказания, его эффективность предполагают индивидуальный подход к осужденному и воздействие на него, что невозможно без учета темперамента, возраста, пола и других психофизиологических особенностей личности преступника.

Только так следует подходить к анализу преступности и ее причин и определению конкретных мер перевоспитания преступника.

Причиной преступности и преступлений являются антисоциальные взгляды и привычки.

Но чтобы достичь цели наказания и перевоспитать конкретного преступника, нужно знать не только общий детерминант, но и все механизмы взаимодействия, в том числе темперамент, возраст, пол и другие природные свойства, которые влияют на поведение, будучи опосредованы социально-психологическими условиями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)