Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения
Представления Л. С. Выготского о первичных и вторичных дефектах и их влиянии на ход психического развития находят яркое подтверждение в наблюдениях за формированием личности при нарушениях зрения. Глубокие нарушения зрения оказывают влияние на разные компоненты структуры личности.
Так, Ф. И. Шоев отрицал не только влияние слепоты на личность, но и счи тал, что тифлопсихология как наука не нужна, так как психика слепого ничем не отличается от психики зрячего. Теория Адлера о сверхкомпенсации, которой частично придерживался и Л. С. Выготский, утверждала, что поражение зрения оказывает положительное влияние на развитие личности, поэтому слепые превосходят по многим показателям психическое развитие зрячих. В тифлопедаго гике приверженцем этой же теории был Б. И. Коваленко. К. Бюркленом выдвигалась идея о специфическом развитии слепого как человека особого типа, мир которого несходен с внутренним миром зрячего.
Экспериментальные психологические исследования аномальных детей разных категорий показывают, что первичный дефект в соответствии с его спецификой, вызывает многообразные вторичные изменения в психике ребенка. Ж. И. Шиф (1965) отмечала, что «общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаем!: дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом».
В. И. Лубовский также выделил влияние дефекта на развитие личности как важнейшую закономерность развития, общую для всех аномальных детей. Влияние дефекта и в частности нарушений зрения на развитие психики ребенка не является только прямым или однозначны оно сказывается в системном характере нарушений, среди которых можно выделить вторичные и третичные.
Выступая против позиции московских дефектологов, А. И. 3 тов ставил своей задачей опровергнуть их утверждение, согласно которому есть прямая зависимость развития психических процесов и личности в целом от поражения зрения. Им выделено (198 три группы психических явлений, существенно отличающихся пенью влияния, которое оказывает на них имеющийся дефект.
Первая группа психических явлений, как их уровень, так процесс достижения этого уровня, характеризуется отсутствии зависимости от патологии зрения. Вторая характеризуется независимостью уровня достижений патологии зрения и дифференцированной зависимостью самого процесса достижения определенного уровня от остроты зрение характера заболевания.
Третья группа психических явлений характеризуется прямой зависимостью от дефекта зрения; к ним относятся «собственно зрительные явления», обусловленные поражением периферических и проводниковых частей зрительного анализатора.
Развивая эту тему, А. Г. Литвак конкретизировал три группы, или блока, психических образований, входящих в структуру личности, влияние слепоты и слабовидения на которые различны. Это:
- психические процессы,
- психические состояния
- психические свойства личности.
При этом отмечается прямая зависимость между глубиной дефекта, временем его появления и протеканием таких перцептивных процессов, как ощущения, восприятия и представления.
Первый блок структуры личности – формирование таких психических процессов, как мышление, речь – находится в опосредованной зависимости от нарушения зрения, так как за счет развития компенсаторных процессов они развиваются до уровня нормы.
Второй блок структуры личности – психические состояния – также испытывают влияние дефекта, хотя это влияние имеет временный характер. Сюда входят эмоции, возникающие при появлении или осознании своего дефекта, отличия от нормально видящих.
Третий блок структуры личности – темперамент, характер, способности, направленность личности – рассматривается как устойчивые ее свойства, определяющие личность человека. И несмотря на то что направленность личности имеет социальную природу, автор отмечает, что некоторые из ее компонентов, такие как потребности и интересы, испытывают влияние нарушения зрения и их становление зависит от состояния зрения.
Таким образом, можно говорить о том, что такие глубокие нарушения зрения, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая и личность. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития как в семье, так и в воспитательных учреждениях. Личностные качества детей, имеющих серьезные физические недостатки, подвергаются значительным изменениям в дошкольный и подростковый периоды.
Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл. В связи с этим особенно остро стоит вопрос о выделении тех психолого-педагогических условий, которые оказывают коррекционно-развивающее влияние на формирование личности подростка, имеющего глубокие нарушения зрения.
- Нейроонтогенетический подход к диагностике и коррекции двигательных и речевых нарушений
- Психическое развитие при детском церебральном параличе
- Психологические особенности умственно отсталых детей с нарушениями зрения
- Слепоглухие дети
- Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения
- Дети с нарушениями зрения и их эмоциональное состояние
- Речь и общение при нарушениях зрения
- Мышление детей с недостатками зрения и мыслительные операции
- Формирование обобщенных мыслительных действий у слабовидящих при решении математических задач
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу