Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения

Представления Л. С. Выготского о первичных и вторичных дефектах и их влиянии на ход психического развития находят яркое подтверждение в наблю­дениях за формированием личности при нарушениях зрения. Глубокие наруше­ния зрения оказывают влияние на разные компоненты структуры личности.

В связи с тем что одни черты и качества личности оказываются в значительной зависимости от дефекта зрения, другие в меньшей, на третьих отражаются не­благоприятные внешние условия развития, в истории тифлопсихологии сложилось несколько различных взглядов на личность слепого.

Так, Ф. И. Шоев отрицал не только влияние слепоты на личность, но и счи­ тал, что тифлопсихология как наука не нужна, так как психика слепого ничем не отличается от психики зрячего. Теория Адлера о сверхкомпенсации, которой частично придерживался и Л. С. Выготский, утверждала, что поражение зрения оказывает положительное влияние на развитие личности, поэтому слепые пре­восходят по многим показателям психическое развитие зрячих. В тифлопедаго­ гике приверженцем этой же теории был Б. И. Коваленко. К. Бюркленом выдвигалась идея о специфическом развитии слепого как человека особого типа, мир которого несходен с внутренним миром зрячего.

Экспериментальные психологические исследования аномальных детей разных категорий показывают, что первичный дефект в соответствии с его спе­цификой, вызывает многообразные вторичные изменения в психике ребенка. Ж. И. Шиф (1965) отмечала, что «общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаем!: дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности ано­мального ребенка в целом».

В. И. Лубовский  также выделил влияние дефекта на развитие лично­сти как важнейшую закономерность развития, общую для всех аномальных де­тей. Влияние дефекта и в частности нарушений зрения на развитие психики ре­бенка не является только прямым или однозначны оно сказывается в систем­ном характере нарушений, среди которых можно выделить вторичные и третич­ные.

Выступая против позиции московских дефектологов, А. И. 3 тов ставил сво­ей задачей опровергнуть их утверждение, согласно которому есть прямая зави­симость развития психических процесов и личности в целом от поражения зре­ния. Им выделено (198 три группы психических явлений, существенно отличаю­щихся пенью влияния, которое оказывает на них имеющийся дефект.

Первая группа психических явлений, как их уровень, так процесс достиже­ния этого уровня, характеризуется отсутствии зависимости от патологии зре­ния. Вторая характеризуется независимостью уровня достижений патологии зрения и дифференцированной зависимостью самого процесса достижения опре­деленного уровня от остроты зрение характера заболевания.

Третья группа психических явлений характеризуется прямой зависимостью от дефекта зре­ния; к ним относятся «собственно зрительные явления», обусловленные пора­жением периферических и проводниковых частей зрительного анализатора.

Развивая эту тему, А. Г. Литвак конкретизировал три группы, или блока, психических образований, входящих в структуру личности, влияние слепоты и слабовидения на которые различны. Это:

  • психические процессы,
  • психические состояния
  • психические свойства личности.

При этом отмеча­ется прямая зависимость между глубиной дефекта, временем его появления и протеканием таких перцептивных процессов, как ощущения, восприятия и пред­ставления.

Первый блок структуры личности – формирование таких психических про­цессов, как мышление, речь – находится в опосредованной зависимости от на­рушения зрения, так как за счет развития компенсаторных процессов они раз­виваются до уровня нормы.

Второй блок структуры личности – психические состояния – также испыты­вают влияние дефекта, хотя это влияние имеет временный характер. Сюда входят эмоции, возникающие при появлении или осознании своего дефекта, от­личия от нормально видящих.

Третий блок структуры личности – темперамент, характер, способности, направленность личности – рассматривается как устойчивые ее свойства, определяющие личность человека. И несмотря на то что направленность личности имеет социальную приро­ду, автор отмечает, что некоторые из ее компонентов, такие как потребности и интересы, испытывают влияние нарушения зрения и их становление зависит от состояния зрения.

Таким образом, можно говорить о том, что такие глубокие нарушения зре­ния, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая и личность. Однако это влияние нивелируется кор­рекционным воздействием и условиями развития как в семье, так и в воспита­тельных учреждениях. Личностные качества детей, имеющих серьезные физи­ческие недостатки, подвергаются значительным изменениям в дошкольный и подростковый периоды.

Дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом – по- настоящему переживать свое физическое несовершенство.

Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл. В связи с этим особенно остро стоит вопрос о выделении тех психолого-пе­дагогических условий, которые оказывают коррекционно-развивающее влияние на формирование личности подростка, имеющего глубокие нарушения зрения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)