Лабораторное занятие
Лабораторное занятие – форма организации обучения, интегрирующая теоретико-методологические знания и практические умения студентов в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Основные дидактические цели лабораторных работ:
- экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений;
- экспериментальная проверка изучаемых свойств и качеств личности:
- ознакомление с методикой проведения исследований, экспериментов.
Лабораторные занятия по психологии помогают студентам выявлять те или иные психические явления, особенности социально-психологических механизмов взаимоотношений людей в группе и т.п.
Учебные задачи для лабораторных занятий нацелены на отработку различных методик психологического исследования: анкетирования, тестирования, проведения исследовательских бесед, организации индивидуальных и групповых экспериментов, психологической интерпретации полученных данных и т.д. Существует масса литературы с наборами самых разных методик, особенно тестов. В учебных пособиях по практикуму приводятся темы и планы лабораторных занятий с готовыми вопросами и задачами.
Остановимся на методических требованиях по проведению лабораторных занятий: 1. Занятия не должны быть громоздкими. 2. Обязательна теоретическая интерпретация полученных учащимися тестовых и других фактов 3. Изучая методики, учащиеся должны получать знания и по теории психологии. В этом одно из предназначений лабораторных занятий, как и любых других учебных занятий по психологии.
При отборе содержания лабораторных работ руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данного предмета. Анализ квалификационной характеристики и содержания учебного предмета позволяет выявить умения, которыми студенты могут овладеть.
Содержание лабораторных работ составляет:
- изучение нормативных документов;
- анализ и решение психолого-педагогических ситуаций;
- изучение индивидуальных и групповых показателей интеллекта:
- выявление индивидуальных свойств памяти, мышления, восприятия, воображения;
- выявление индивидуально-типологических особенностей личности;
- изучение диагностических методик.
В качестве примера назовем несколько тем для лабораторных занятий
Темы для тестирования:
- Оценка интеллектуальных способностей (уровня развития интеллекта) по вербальному тесту Г. Айзенка.
- Изучение памяти по методикам «Оперативная память», «Смысловая память» (воспроизведение рассказа), «Опосредованное запоминание».
- Исследование мышления по методикам «Толкование пословиц», «Простые аналогии», «Сравнение понятий», «Исключение лишнего» и др.
- Исследование психологических свойств и состояний личности по методикам «Опросник САН» (оперативная оценка самочувствия, активности и настроения), «Опросник Шмишека» (диагностика типа акцентуации личности) и др.
Темы для анкетирования:
- Мои любимые и нелюбимые предметы в школе.
- Трудные и легкие для меня предметы школьной программы.
- Мое желание учиться по данной специальности за время обучения: «окрепло», «осталось таким же», «сменилось нежеланием» (нужное подчеркнуть).
Темы исследовательских бесед и интервью:
- Какие трудности испытываете Вы лично при изучении психологии? Какая нужна помощь?
- Какие предметы для вас трудны, так как: «отнимают много времени для самостоятельной подготовки», «лекции недостаточно понятны (сложны для меня)», «предмет не нравится, так как не вижу от него пользы для будущей деятельности»?
Процесс решения студентами учебных задач во время самостоятельной работы при подготовке к групповым занятиям всегда завершается обсуждением в учебной группе способов, приемов и методов решения и теоретического обоснования. Такое обсуждение в группе составляет основную часть деятельности преподавателя по управлению процессом усвоения знаний.
Можно использовать инструктивную карту для самостоятельного проведения студентами таких работ.
В ней выделяются следующие разделы:
- Тема.
- Цель работы.
- Оборудование.
- Вопросы для повторения.
- Ход работы.
- Выводы.
- Групповое обсуждение полученных результатов и фиксация их в виде графиков, схем, сводных таблиц, диаграмм.
Особое внимание следует уделить педагогическому руководству. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательных задач, указанных для выполнения работы, в процессе которых студенты осмысливают существенность задания, последовательность его выполнения.
При выполнении заданий многим студентам нужна помощь, коррекция действий, проверка промежуточных результатов. Наблюдения за работой дают возможность направлять в нужное русло ход мыслей студента, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы.
Некоторые методические требования по проведению лабораторных занятий.
Первое требование: занятия не должны быть громоздкими. Вовсе не обязательно демонстрировать использование многих методик или какой-то сложной методики в полном объеме и разнообразии исследовательских процедур, а достаточно дать студентам убедиться в принципиальной возможности получения достоверных данных с ее помощью для решения реальной исследовательской задачи или удостовериться в истинности какой-нибудь теории с помощью эксперимента или статистической обработки количественных показателей.
Второе важное требование к методике лабораторного занятия — это обязательная для преподавателя теоретическая интерпретация полученных студентами тестовых и других фактов, а также качественных и количественных данных анкетирования, эксперимента и т. д. Если тестирование проводится на самих студентах и при этом определяется, к примеру, коэффициент интеллекта или акцентуация характера, то ни в коем случае нельзя допускать публичного анализа показателей отдельных студентов, чтобы случайно не нанести обиду, не дать повод к переживаниям относительно собственной «неполноценности». Интерпретация результатов тестирования или анкетирования должна быть публичной, но при этом анонимной. Студенты все равно будут внимательно следить за ходом анализа, делая выводы или готовя вопросы к преподавателю, если сочтут нужным что-то уточнить.
Третье требование — выводы из анализа преподаватель должен делать не только относительно возможностей самих исследовательских процедур, но и по содержанию самих психологических феноменов, которые стали объектом исследования.
Иначе говоря, изучая методики и исследовательские подходы, студенты должны попутно получать знания и по теории психологии. В этом одно из предназначений лабораторных занятий, как и любых других учебных занятий по данному предмету.
- Ролевые позиции преподавателя
- Индивидуальные стили преподавания психологии
- Общая характеристика личности педагога психологии
- Функции преподавателя психологии
- Подготовка преподавателей психологии
- Профессионально-личностная характеристика преподавателя психологии
- Показатели сформированности знаний и умений
- Понятия оценка и отметка
- Контроль и коррекция учебной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу