Культурно одобряемые и осуждаемые отклонения

Парадокс заключается в том, что одни девиации в данном обществе могут осуждаться и не одобряться, а другие, наоборот, одобряться, хотя они от этого не перестают быть девиациями.

Кроме того, в одном и том же обществе разные социальные группы или классы могут по-разному оценивать поведение отдельных людей: для одних эти люди – одобряемые девианты, а для других – осуждаемые. Например, для кого-то странствующий монах может считаться святым, а для кого-то бездельником.

В одних обществах революционеры – это герои и образцы поведения, в других – отрицательные персонажи, выступающие против сложившихся устоев общества.

Таким образом, явление социальной девиации надо рассматривать с позиций культурного релятивизма, что означает, что социальная норма, принятая в данном обществе, – явление весьма относительное.

Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, а в другом оцениваться как социальное отклонение. Кроме того, он может по-разному оцениваться исторически.

Например, в первобытное время каннибализм (поедание людьми себе подобных) и кровосмешение считались нормальными явлениями, но в современном обществе это считается девиантным и даже абсолютно криминальным поведением.

Все это свидетельствует о том, что неправильно считать то или иное явление девиантным на века. Можно ли предполагать исчезновение девиаций в будущем?

Специалисты отвечают на этот вопрос следующим образом: девиация может изменяться, приобретать иные формы и проявления, но девиации столь же естественны для человеческого общества, как и нормальное, согласующееся с законами общества конформистское поведение.

Надо привыкнуть относиться к обществу как к сложной социальной системе. Общество не может абсолютно выражать интересы всех, вплоть до каждого человека, в обществе преобладают групповые интересы.

И эти групповые интересы, которые предложены всему обществу, не всегда соответствуют интересам других социальных групп и отдельных личностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)