Культура как идея

Начиная с греков, философия стала для европейского человека главным органом его самосознания, его взгляда на мир и самого себя. По своим истокам европейская культура – прежде всего философская; философия занимает в ней центральное место. Европейская культура отличается от любой другой не только по своей религиозной вере – богами, в которых верят люди этой культуры, – но и как философская идея.

В философии Э. Гуссерль усматривал «изначальный феномен духовной Европы», определяя ее «духовный облик» как «явленность философской идеи», берущей начало у греков.

Изначальная тождественность европейской культуры с философией объясняет и то, почему последняя стала здесь исторически первой формой знания о культуре. Европеец ранее других догадался, что живет в культуре, оформив свою догадку в виде философской идеи культуры. Ее следует отличать от научного понятия культуры, посредством которого культура фиксируется как предмет научного знания. Идея и понятие — не одно и то же.

Идея также существует в форме понятия, но в отличие от последнего заключает в себе нечто большее, чем простое обобщение данного в опыте эмпирического материала. По словам П.В. Копнина, «в идее предмет отражается в аспекте идеала, т. е. не только таким, как «он есть», но и каким он «должен быть». Идея направляет практическую деятельность, образуя идеальную форму будущей вещи или процесса».

В идее любой объект представлен со стороны своего значения (ценности) для субъекта; иными словами, идея есть рационально выраженный субъективный смысл объективно существующей вещи, создаваемый не ее телесными, природными свойствами, а ее отношением к иному — внеприродному — миру, к миру человеческой субъективности.

В самой по себе вещи, взятой в соотнесенности с собой, нет никакого смысла. В своей самотождественности она есть природа, равнодушная ко всему, что выходит за ее пределы. Вещь наделяется смыслом, когда перестает быть равной себе, становится знаком, символом «другой природы» божественной или человеческой.

Так, предметы религиозного культа обретают сакральный смысл в точке пересечения «естественного» и «божественного» миров, на их стыке. Смысл вещи, выраженный в идее, и есть то ее значение, которое она получает в контексте своего не природного, а какого-то иного бытия.

Во все времена человек был убежден в том, что вещи, с которыми он имеет дело в своей жизненной практике, заключают в себе нечто большее, чем ему только видится, слышится, осязается в них.

В вещах ему постоянно чудился какой-то «тайный смысл», скрытый от внешнего наблюдения и имеющий для него значение более важное, чем просто эмпирическое знание о них. Подобное убеждение растет из особого положения человека в мире: будучи сам «родовым» существом, он и в вещах ищет их «общий вид», «эйдос», или «идею».

Его интересует в них не их природная, чувственная данность, а их человеческая значимость. Многообразие смыслов, которыми человек наделял окружающий мир, было следствием его меняющегося положения в этом мире, того, как он чувствовал и осознавал себя в нем. Способность вещи излучать из себя человеческий смысл (точнее, способность человека наделять ее таким смыслом) и превращает ее в предмет культуры.

Философ обладает умением «видеть» этот смысл, постигать его «особым зрением» — умозрением, выражая его в идее. Все, что попадает в поле его зрения, предстает для него не в своей объективной данности, а в своей значимости для той культуры, которую он представляет.

Картина мира, создаваемая философом, подобна зеркалу, в котором человек находит и узнает себя, судит о том, кто он сам в этом мире. В европейской культуре философия и выполняла функцию такого зеркала, давая человеку знание о самом себе. В том же духе действуют миф, религия, искусство, но в отличие от них философия решает эту задачу рациональными средствами знания. И только наука смотрит на мир как бы через прозрачное стекло, видит в нем то, что существует независимо от познающего человека.

Философия с этой точки зрения есть, действительно, «рефлексия на культуру», что, однако, еще недостаточно для возникновения философии культуры. Воспринимать мир «глазами» своей культуры (т. е. философски) не значит еще иметь идею культуры (равно как мифологическое восприятие мира первобытным человеком не означало наличия у него идеи мифа). Выработка такой идеи и составляет задачу философии культуры.

В ней фиксируется не просто факт существования культуры, который можно наблюдать в обычном опыте, а то ее значение, которое она получает в европейской культуре, которое ей придает человек этой культуры. В любой идее фиксируется не фактическая (объективная) данность предмета, а его значение (ценность) для определенного сообщества людей. Идея культуры, с этой точки зрения, — это идея европейской культуры, то, что она значит для европейских людей.

Различие между понятием и идеей можно пояснить на примере того, как слово «культура» используется в нашем языке. Когда мы говорим о ком-то, что он — культурный человек, мы даем ему положительную оценку, а называя кого-то некультурным — отрицательную.

О культуре можно говорить, однако, как и о том, что присуще любому человеку — во все времена и при любых обстоятельствах. Данное слово имеет как бы два значения — «оценочное» и «описательное» (нормативное и дескриптивное).

С одной стороны, оно означает определенную оценку с точки зрения некоторой идеальной нормы (о культуре говорят в этом случае как о качестве или свойстве, которое присуще или не присуще объекту — наряду с «культурой» возможно «бескультурье»), с другой — обозначает класс элементов, существующий безотносительно к оценке.

В описательном значении слово «культура» используется, как правило, в науке, в оценочном — в обыденной речи и… в философии, что свидетельствует о ее большей близости к повседневному сознанию людей.

За различным словоупотреблением скрывается, следовательно, проблема взаимоотношения философии с наукой, разобраться в котором можно лишь после того, как станет ясно, что, собственно, в философии понимается под культурой, какое значение она придает этому понятию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)