Кризис первого года жизни

  1. Стремление к независимости
  2. Кризисный период
  3. Предметная деятель­ность

К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрас­тает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Он бегает по квартире, залезает во все углы, хватает, бросает и тянет все, что по­падется на глаза, опрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, грызет обувь своими молодыми зубами, пробует на вкус бабуш­кины лекарства и т. п.

Стремление к независимости нередко выражается в негативном по­ведении ребенка. Он резко протестует против управления собой, сам пытается управлять близкими взрослыми, сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказы­вают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Годовалый малыш неожиданно для родителей может превратиться из спокойного и покорного существа в капризно­го, неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизни главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

Проявления кризисного периода были специально исследованы в работе С. Ю. Мещеряковой.

В этой работе родители малышей от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев еже­месячно заполняли анкету с разнообразными вопросами об особенностях поведения ребенка. В результате анкетирования было установлено, что от 10 до 15 месяцев в поведении детей наблюдаются резкие изменения, которые имеют преходящий характер и могут быть сгруппированы в пять подгрупп:

1) «трудновоспитуемость» ребенка — упрямство, иастырность, непослу­ шание, требования повышенного внимания и пр.;

2) резкое увеличение новоириобретений, как положительных, так и отри­ цательных — попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений как в игре, так и в действиях по самообслуживанию;

3) повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы;

4) необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуаци­ ях, связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребе­нок просит о помощи, но сразу отказывается от нее);

5) повышенная капризность ребенка.

Как можно видеть, круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка.

Главная из них — сфера предметной деятель­ности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способа­ми, а главное — стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений.

Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отно­шения со взрослыми. Здесь явно нарастает избирательность в отноше­ниях с различными взрослыми; наблюдается неприязнь и недоверчи­вость к посторонним взрослым, повышенная требовательность и порою агрессивность в отношениях с близкими.

И наконец, существенные изменения происходят в отношении ре­бенка к самому себе. Явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляется и в его по­вышенной обидчивости, и в протестах против взрослых, и в настойчи­вых требованиях выполнения его желаний.

Что же стоит за столь существенными переменами во всех сферах жизнедеятельности ребенка? Конечно, возросшие возможности ребенка выполнять различные действия обостряют его переживания себя как «деятеля», но одного этого недостаточно для появления тех качествен­ных изменений, которые были описаны выше. Здесь происходят более глубокие психологические преобразования, затрагивающие всю лич­ность ребенка в целом.

Наиболее важным приобретением первого года жизни является спо­собность действовать не только под влиянием непосредственно воспри­нимаемых объектов, которые поставляет взрослый, но и под влиянием всплывающих в памяти образов и представлений — «мотивирующих представлений», которые и составляют центральное новообразование первого года жизни.

На этом этапе возникают собственные, независимые от взрослого желания ребенка. Если раньше все, что нужно малышу, исходило от взрослого и определялось им, то теперь он сам может хотеть того, что совершенно не связано со взрослым. Предметы, значимые и привлека­тельные в основном в руках взрослого, теперь влекут малыша сами по себе.

Возникновение данного новообразования определяется возросшими возможностями ребенка (свободой передвижения) и первыми запрета­ми взрослого. Расширение объективных возможностей ребенка прово­цирует запреты со стороны взрослого. Далеко не все желания ребенка могут быть удовлетворены: ему, например, не разрешают всовывать пальцы в розетку, есть из собачьей миски, выливать воду на пол и пр. Запрет со стороны взрослого делит окружающее пространство на до­ступное и недоступное. Желание не удовлетворяется, а продолжается, «длится», возникает состояние желания, стремление, которое стано­вится очевидным для самого ребенка, обнаруживается им. Пока любое требование сразу удовлетворяется, оно «не существует» для ребенка, растворяется в ситуации и существует как часть желаемого. Невыпол­нение требования порождает стремление, которое ребенок переживает и тем самым узнает. Средством удержания своих желаний становится слово (или вокализация), которое включено в ситуацию стремления и обозначает его.

Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрос­лым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышаю­щая его собственную активность.

Но это автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи и поддержке взрослого, даже ходить ему еще трудно самому. Взрослый по-прежне­му необходим ему, но теперь уже по-другому: ребенку нужно не толь­ко хорошее отношение к нему вообще, а отношение к его конкретным действиям и к его успехам. Без оценки и поддержки взрослого он не может ощущать свою самостоятельность и активность. Отсюда повы­шенная чувствительность годовалых детей к поощрениям и порицани­ям, их обидчивость, требования внимания к своим действиям. Ориен­тация на оценку взрослого является тем качественным преобразованием, которое происходит в кризисный период одного года. Противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослого (от его практической помощи и его оценки) составляет суть этого воз­растного кризиса. Это противоречие разрешается на следующем этапе развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)