Кризис неплатежей

На фоне кризиса неплатежей усилились требования лоббистских групп по предоставлению им льготной кредитной и бюджетной поддержки. В течение марта — июля 1992 г. правительство и Верховный Совет РСФСР принимали решения о льготном кредитовании весеннего сева, о пополнении оборотных средств предприятий, финансировании северного завоза, выделении конверсионных кредитов и т. д. Масштабы субсидированного и практически безвозвратного кредитования по существу сравнялись с объемами бюджетных субсидий. Так, по данным МВФ, бюджетные субсидии в 1992 г. составили 29 % ВВП, а льготные кредиты — 23 % ВВП.

В мае 1992 г. Президиум Верховного Совета РФ, в целях нормализации финансового состояния государственных предприятий и организаций и ликвидации платежного кризиса, предложил повысить эффективность расчетов в народном хозяйстве и усилить ответственность банков, предприятий и организаций за состояние платежной дисциплины.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Центральному банку поручалось в недельный срок разработать и ввести систему мер по нормализации расчетов в народном хозяйстве, отвечающую условиям рыночной экономики и широкому внедрению в народном хозяйстве вексельного и чекового обращения.

9 июля 1992 года Центральный банк утвердил “Положение об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации” и направил во все кредитные организации и учреждения Центрального банка Письмо N14 за подписью заместителя председателя Л.М.Алякиной. В данном документе подтверждалось право предприятий использовать в безналичных расчетах не только платежные поручения и требования, но также чеки и аккредитивы.

Предусматривалась возможность осуществления операций банков по корреспондентским счетам, открываемым друг у друга на основе межбанковских соглашений. Все расчеты между банками по списанию и перечислению денежных средств их клиентов отражались по корреспондентским счетам, открытым в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) Центрального банка по месту их регистрации.

Интересно
Расчеты между клиентами, обслуживающимися в одном банке, разрешалось производить путем списания или зачисления средств, минуя корреспондентский счет банка. От банков требовалось обеспечивать своевременное поступление на свой корреспондентский счет средств, в размерах, необходимых для проведения платежей, а при образовании отрицательного баланса (дебетового сальдо) они могли рассчитывать на кредит Центрального банка по устанавливаемой им учетной ставке.

В Письме Центрального банка № 14 от 9 июля 1992 года отменялась календарная очередность платежей, давалось право предприятиям, организациям и учреждениям по своему усмотрению определять очередность списания платежей с их счетов с учетом действующих законов Российской Федерации.

С банков снималась ответственность за начисление пени по неоплаченным в срок документам. Фактически это означало отмену обязательного ведения банками картотек неоплаченных документов и снятие контроля соблюдения очередности платежей. Вместе с тем предлагалось следующее: “учитывая традиционно сложившиеся отношения поставщиков и покупателей, банки, в соответствии с заключенными договорами, вправе принимать платежные требования, в том числе и с помещением их в картотеку, однако без учета по внебалансовому счету”.

Ответственность по принятым обязательствам и срокам их исполнения полностью ложилась на предприятия и организации, как самостоятельных субъектов хозяйствования. Государственный патернализм уступал дорогу рыночным принципам юридической самостоятельности предприятий.

Платежный кризис разрастался. Мало кто из руководителей предприятий и организаций заботился о финансовой и платежной дисциплине. И проблема заключалась не только в алчности и стремлении к наживе, — в чем в то время и позднее представители власти справедливо упрекали нарождающихся капиталистов, призывая их “делиться” с государством, — но и в том, что платежная система страны была ненадежной. Неуплата налогов и задержки с выплатой зарплаты приобрели массовый характер.

Фабрики Гознака не успевали физически покрывать спрос населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах. Возник феномен двойных цен, когда один и тот же товар за наличные стоил на 10–15 % дешевле, чем по безналу. Именно это обстоятельство, с одной стороны, стало причиной появления в России колоссального по объему операций, полулегального, бизнеса по обналичиванию денежных средств. С другой — сделало “обналичку” одним из главных предметов ненависти со стороны финансовых властей.

Проблемы денежного обращения усложняло распространение налично-долларовых расчетов Фактическое существование трех валют: “рубль наличный”, “рубль безналичный” и “доллар наличный”, — при отсутствии системы налоговых и таможенных органов и валютного контроля, вполне могло бы разнести государственную финансовую систему вдребезги. В этих условиях вышел Указ Президента Российской Федерации N 622 от 14.06.1992 г. “О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения”.

Ныне действующие в Российской Федерации нормативные акты, регулирующие налично-денежное обращение, по-прежнему базируются все на том же указе N 622. В качестве примера можно назвать письмо Московского ГТУ Банка России № 26-13-4-16/40598 от 19.06.2006 г. В документе вновь повторяется, что предприятия, “имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающим их банком могут расходовать ее на оплату труда и выплаты социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения”.

Кстати, именно положение данного документа, разрешающее обналичивание денег на закупку сельскохозяйственной продукции (еще одно напоминание о начале девяностых годов, когда многие предприятия вынуждены были сами покупать продукты для своих сотрудников за наличные деньги) и в настоящее время один из самых распространенных предлогов для обналичивания денег. Похоже, чиновникам из Центробанка не приходит в голову, что нормативную базу можно менять в соответствии с изменениями экономических условий.

Е.Т. Гайдар в своей книге “Дни поражений и побед” (М.: Вагриус.2002) возложил вину за провал первой попытки финансовой стабилизации на В.В. Геращенко. Вот, что он пишет по этому поводу: “Видимо, это была самая серьезная из ошибок, которые я допустил в 1992 году… Геращенко действительно довольно быстро показал себя квалифицированным управленцем, сильным организатором. Банк при нем стал работать намного более четко, слаженно, снизились сроки прохождения платежных документов.

Интересно
Но все это перекрывалось одним фундаментальным негативным фактом: Виктор Владимирович категорически не был готов понять аксиомы банковского управления экономикой в условиях инфляционного кризиса.  Он был искренне уверен в том, что, увеличивая темпы роста денежной массы с помощью эмиссии, можно поправить положение в экономике… Я спорил с ним, приводил контраргументы, доказывал порочность подобной политики, доказывал общеизвестное… Но переубедить человека, у которого сложились твердые, укоренившиеся представления о взаимосвязях в рыночной экономике, так и не сумел”.

Представляется, что такие обвинения малообоснованны. Хотя В.В.Геращенко в то время был сторонником проведения более мягкой, чем Е.Т.Гайдар денежно-кредитной политики и изображался в прессе злым гением российских экономических реформ, все ключевые решения об эмиссионном финансировании были приняты до середины июля 1992 г., т. е. до его назначения.

Массовая неплатежеспособность предприятий заставила Президента Б.Н.Ельцина и руководство Центрального банка выбирать между продолжением жесткой “монетаристской” политики любой ценой, вплоть до остановки многих отраслей производства, или принимать меры откровенно инфляционной направленности для поддержки инвестиционного и потребительского спроса и деловой активности.

Для ликвидации кризиса неплатежей В.В.Геращенко использовал советский опыт. В советскую эпоху в структуре Госбанка СССР существовало бюро взаимных расчетов, суть деятельности которого заключалась в следующем: в конце года все предприятия предоставляли информацию о своей дебиторской и кредиторской задолженности отраслевым министерствам.

Те, в свою очередь, все эти данные группировали и передавали в Госбанк СССР. В Госбанке информация обрабатывалась, и взаимные задолженности погашались. Все это нормально работало до перехода на двухуровневую банковскую систему, когда Центральный банк стал отдельной структурой, а коммерческие банки стали существовать обособленно — и, как результат, возникшая в силу экономического кризиса проблема взаимных задолженностей стала только усугубляться.

К примеру, два предприятия обслуживаются в разных банках, у них взаимная задолженность. Если каждый из них придет в свой банк с платежным поручением, то им, в лучшем случае, скажут:

“Возьмите кредиты и рассчитайтесь”, но скорее всего они услышат: “У вас на счете ноль? Ноль. Вот когда появятся деньги — приносите платежку”.

28 июля 1992 г. Центральный банк направил во все кредитные организации и государственные учреждения телеграмму №166-92 “Об улучшении состояния расчетов между государственными предприятиями и организациями”.

В документе содержалось указание расчетно-кассовым центрам Центрального банка и коммерческим банкам провести единовременную оплату “расчетных документов по их платежам за товары, услуги, выполненные работы, находящихся в картотеке 2 по состоянию на первое июля, с последующим предоставлением этим предприятиям и организациям при необходимости кредита на завершение расчетов”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)