Коррекция речи при дизартрии

Сложный характер дизартрии, а также то, что она является не самостоятельным заболеванием, а частью того или иного невро­логического синдрома, обусловливает необходимость комплексной терапии больных с дизартрией.

Учитывая то, что данное учебное пособие является нейропсихологическим, мы не станем описывать методы, используемые в широкой логопедической практике, а остановимся лишь на той части комплекса, который непосредственно связан с воздействием на мозговые структуры, иннервирующие органы артикуляции, а также на тех психологи­ческих проблемах, которые возникают у больных вследствие переживания дефекта и вызванных им ограничений общения с окружающими.

Психолого-логопедическое воздействие при дизартрии направлено на коррекцию отношения больного, испытывающего серьезные затруднения в речи, к актам речевой коммуникации.

Как взрослый больной, так и ребенок должен знать, что он, имея нормальный интеллект, способен к полноценному общению.

Необходимо продемонстрировать ему доступные способы коммуникации, например, жестово-мимические, пиктограммные, интонационные. Обучение им предотвратит определенные де­формации личности, возможные без принятия данных мер.

Наиболее важное место в комплексе терапевтических мер при дизартрии занимает логопедическая работа, направленная на разработку органов артикуляции.

Коррекционная работа при бульварной и псевдобульбарной дизартриях включает:

-массаж органов артикуляции;

-артикуляционную гимнастику;

-исправление произношения звуков речи;

-нормализацию речевого дыхания и голоса;

-работу над выразительностью речи.

Наиболее часто применяются два вида массажа: активизи­рующий и расслабляющий. Активизирующий массаж произво­дится при вялости артикуляционных мышц (вялые параличи или парезы), т.е. при бульбарной дизартрии.

Расслабляющий массаж показан для мышц с повышенным тонусом (спастические пара­личи или парезы), т.е. для псевдобульбарной дизартрии.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, большая часть которых отно­сится к языку как наиболее активному органу «говорения».

Приемы постановки голоса при бульбарной и псевдобульбар­ной дизартрии, как правило, используют упражнения, заимствованные из вокальных техник и рекомендуемые для преодоления дисфонии и афонии (Е.С. Алмазова и др.).

Так, например, перед больным ставится задача направить голос «в маску». Оно состоит в том, чтобы заставить включиться в голосоподачу так называемый верхний резонатор (под маской понимается лицо, что является отголоском тех времен, когда все актеры в опере иг­рали не с открытым лицом, а в масках).

Однако в отличие от дис­фонии и афонии, при дизартрии направление голоса «в маску» чревато усилением «носового оттенка», поскольку одним из симптомов дизартрии является утечка воздуха в носовую по­лость.

В этих случаях гораздо «безопаснее», как показывает практика, для усиления голоса подключение нижнего — грудо-спинного резонатора.

Для облегчения этой задачи можно (дав пациенту задание тянуть какой-нибудь гласный звук, например «а») применить похлопывание его по груди, спине, что расслаб­ляет мышцы, а также приложить его руку к груди, чтобы он почувствовал вибрацию, вызванную участием этой области в голосоведении.

Трудно решаемой задачей является и увеличение дозировки упражнений, направленных на коррекцию мышечного тонуса при псевдобульбарной дизартрии, что обычно делается в рамках артикуляционной гимнастики.

Методическая сложность этой работы состоит в том, что любое упражнение по коррекции той или иной артикуляционной позы приводит к нарастанию мышечного тонуса в рабочих органах.

Между тем для больных с псевдобульбарной дизартрией гипертонус артикуляционных мышц — один из основных патологических симптомов, и следовательно, его усиление противопоказано.

Выходом из этого трудного положения может быть модификация способа подачи упражнений, состоящего в заданиях многократного повторения той или иной артикуляционной позы с установкой на легкость движений, на ощущение легкости в мышцах.

Паузы между отдельными позами также приводят к рефлекторному снятию мы­шечного напряжения. Аналогичным образом отрабатываются артикуляционные позы, для чего обычно используются содержа­щие их слоги и слова.

Увеличить дозировку в отработке каждой позы помогает пропевание того или иного слога на мелодию знакомой песни или же в виде распевок, заимствованных из арсенала вокальных упражнений.

Коррекционная работа при подкорковой дизартрии носит иной характер. Центральное место в ней занимают не логопедический массаж и артикуляционная гимнастика (хотя они тоже использу­ются), а выработка различных речедвигательных координации.

Поскольку при разных формах подкорковой дизартрии дискоординации носят различный характер, необходимы коррекционные методы, специфичные для каждой из них.

Наиболее распространены дискоординации по типу дизметрии — гиперкинез и гипокинез, которые обусловлены преимуще­ственно нарушением в функционировании и взаимодействии стриальных, паллидарных структур, их связей с лентикулярным ядром, мозжечком и другими подкорковыми ядрами.

Гиперки­нез встречается в клинике дизартрии гораздо чаще, чем гипоки­нез, особенно у детей с детским церебральным параличом. Поскольку оба вида двигательной дизметрии — носят насильст­венный характер, их устранение на произвольном уровне практически невозможно.

Используемые в логопедической практике задания удержать мышцы лица в спокойном состоянии, сидя пе­ред зеркалом (при гиперкинезе), или, напротив, выполнять их утрированно (при гипокинезе), как показывают многолетние наблюдения, неэффективны.

«Наложение рамок» на гипердвиже­ние или их раздвигание при гипокинезе гораздо более эффектив­но с подключением психологических регуляционных меха­низмов.

Для этого применяются элементы ролевой терапии. Ребенку (или взрослому больному) с гиперкинезом дается зада­ние сыграть роль персонажа (чаще всего животного), для ко­торого характерен брадикинетический (замедленный) и мало эмоциональный рисунок движений, например, медведя.

Боль­ным с гипокинезом, напротив, дается задание сыграть персона­жа с убыстренными, дифференцированными движениями, например, зайчика, мышки, птички и т.п.

Успех такой коррекционной работы определяется тем, что «вхождение в роль» пред­полагает усиление регулирующей роли коры мозга, в которой имеются представления о «характере» персонажей, которых предстоит сыграть.

Подкорковые структуры, исполняющие пос­тупающие из коры мозга «задания», получают ориентацию, в ка­ком направлении они должны видоизменять рисунок того или иного движения.

Аналогичная тактика используется при брадилалии и тахилалии, только, помимо движений, относящихся к общей двига­тельной сфере, подключаются речевые акты. Ставится задача привести их характер в соответствие с движениями тела.

При мозжечковой дизартрии, кроме того, используются внешние опоры в виде нарисованных дорожек, следов, кружков, в которые нужно попасть ногой и пр., сдерживающие проявле­ния атаксии.

При всех формах подкорковой дизартрии показаны общая и логопедическая ритмика. Ритм является универсальной внеш­ней опорой, организующей движение при любом из его наруше­ний.

Общая ритмика способствует способности двигаться мак­симально приближенно к норме, которая служит базисной для более тонких речевых движений, но имеющих тот же алгоритм реализации.

При бульварной и псевдобульбарной дизартрии ритмика играет, как правило, второстепенную роль. При подкор­ковой дизартрии она является патогенетичной структуре дефекта — как двигательного в целом, так и речедвигательного.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)