Концепция прав человека в СССР: предпосылки формирования

История России носит весьма противоречивый и неоднозначный характер. Так, следует отметить, что в Советском государстве в сфере прав человека существовало множество негативных тенденций, порожденных трудными условиями строительства нового общественного порядка в стране с низким уровнем общественного правосознания, постоянной внешнеполитической угрозой и иными факторами, осложнявшими функционирование государства.

Имевшие место неправомерные аресты и расстрелы, высылка целых народов, ограничения в правах колхозников и рабочих в 30-40-х гг. не могут быть в полной мере оправданы ни нравственно, ни юридически.

С другой стороны, практическое осуществление прав человека в СССР прежде всего происходило в сфере реализации экономических, социальных и культурных прав. Безработица была уничтожена еще в 30-е гг.

Реальное обеспечение прав на труд, отдых, социальное обеспечение, бесплатное образование было повсеместным. Только в 1956-60 гг. в СССР получили бесплатные квартиры 50 млн человек, т.е. одна четвертая часть населения страны.

Системы образования и здравоохранения считались одними из лучших в мире. Успешно развивались гарантии прав женщин. Они получили избирательные права еще по Конституции РСФСР 1918 г.

Так, В.Н. Синюков отмечает, что основная суть особенностей «социалистического права» сводится к значительно большей, по сравнению с западными правовыми системами, социальной наполненности правового регулирования, «явной “склеенности” права с общинной организацией жизнедеятельности восточноевропейских социумов, акценте в строении права не на отвлеченно-формальных долженствованиях, а на фактически гарантирующих “существованиях” конкретных возможностей людей».

Сказанное следует дополнить и тем, что немало исследований в этой сфере было политизировано, причем официальная позиция здесь в течение последних десятилетий сменилась как минимум трижды.

Можно сделать вывод, что правовая система того времени может быть осмыслена лишь в контексте существовавшей реальности.

Поэтому советскую эпоху развития прав человека можно с некоторой долей условности разделить на 5 этапов, каждый из которых обладает своей спецификой:

  • «слом» дореволюционной правовой системы и зарождение советской концепции прав человека (1917 г. – середина 1920-х гг.);
  • «деформация» системы обеспечения прав человека (вторая половина 1920-х – начало 1950-х гг.);
  • «хрущевская оттепель» (середина 1950-х – конец 1960-х гг.);
  • эпоха «развитого социализма» (начало 1970-х – сере-дина 1980-х гг.);
  • либерализация (вестернизация) концепции прав человека (вторая половина 1980-х – начало 1990-х гг.).

Каждый из этих этапов характеризовался особым типом взаимоотношений между государством и личностью. Остановимся здесь подробнее.

Известно, что огромное влияние на судьбу прав человека не только в России, но и во всём мире оказала Октябрьская революция 1917 г. Правовая основа регулирования субъективных прав, созданная дореволюционным законодательством, рухнула.

Политико-идеологической базой для новых преобразований выступил марксизм, обосновывающий необходимость слома старого государственного аппарата, после которого правовая система Российской империи должна была исчезнуть, уступив место диктатуре пролетариата.

На смену пришел классовый подход к праву, основным источником которого становится революционное право-сознание судей. Данный подход поначалу не подразумевал необходимости формальной фиксации возникающих прав.

Разрушенная экономика страны и гражданская война определили назначение правоохранительной системы как главной опоры советской власти.

Жесткий классовый подход к пользованию правами вытекал также из ее стремления освободиться от любых форм контроля со стороны оппозиции, часто имевшей опыт политической деятельности.

Так, избирательных прав и возможности занимать государственные должности лишались лица, использующие наемный труд, живущие на нетрудовые доходы, торговцы, бывшие сотрудники правоохранительных органов, служители религиозных культов и др. Ограничивалась свобода передвижения крестьян, их представительство в высших органах власти.

Однако со второй половины 20-х гг. начинается процесс отхода от первоначальных установок по вопросам прав личности.

Основными факторами здесь выступили: ликвидация привычного уклада жизни в деревне, антирелигиозная пропаганда, обострение внутриполитической борьбы, наличие постоянной внешней угрозы и пр.

Все более приоритетными становятся интересы государства. Кроме того, в общественное сознание внедряются идеи о том, что социалистический строй автоматически исключает нарушение прав и свобод граждан народной властью. Особое значение имело обоснование И.В. Сталиным доктрины об обострении классовой борьбы.

Интересно
Другой особенностью рассматриваемого периода является усиление влияния партийных органов на деятельность государственного аппарата. Поэтому милиция, прокуратура и суды старались руководствоваться не законом, а решениями партийного аппарата и политической конъюнктурой.

Так, в Положении о Рабоче-Крестьянской милиции от 25 мая 1931 г. прямо указывалось, что милиция является органом диктатуры пролетариата, основная задача которого охранять революционный порядок и общественную безопасность, необходимые для социалистического строительства (ст. 1, 3 Положения).

Что касается защиты интересов отдельной личности, то компетенция милиции сужается до борьбы с преступностью и охраны личной безопасности граждан и их имущества (ст. 2).

Зато добавляются элементы политического контроля:

  • наблюдение за соблюдением установленных правил шествий и демонстраций;
  • надзор за соблюдением правил в обществах, не имеющих целью извлечение прибыли;
  • оказание содействия должностным лицам всех ведомств при исполнении ими служебных обязанностей в тех случаях, когда отдельные граждане или группы граждан отказываются подчиняться законным требованиям этих должностных лиц или оказывают им сопротивление и др.

И хотя формально оставалось подчинение местным Советам, контроль представительных органов власти замещается партийным контролем.

Именно в это время отчетливо проявляется акцент государственной политики на обеспечении социально-экономических интересов личности. Главными критериями такого подхода служили равенство и социальная справедливость на основе «классового» правосознания.

Недаром С.Н. Братусь отмечал, что «право берет под свою защиту не любой, пусть даже непротивоправный интерес данного индивида, но те личные блага, которые признаны социально ценными и поэтому подлежащими с точки зрения государства юридической защите». Именно в это время ликвидируется безработица, создается система бесплатного образования, медицинского обслуживания, вводится единый правовой статус советского гражданина.

Негативное влияние на формирование системы обеспечения прав человека оказала Великая Отечественная война. В этот период наблюдается существенное ослабление принципов правосудия и процессуальных гарантий, что вполне естественно для условий военного времени.

Значительно снижала уровень законности практика принятия без опубликования законов, подзаконных актов и ведомственных инструкций об установлении различных видов юридической ответственности.

Вместе с тем нельзя забывать, что происходящие в период 30-40-х гг. прошлого века изменения в советском праве были направлены на укрепление всех систем жизнеустройства в таком их виде, который обеспечивал, по мнению руководства СССР, быструю мобилизацию ресурсов для вывода страны на необходимый уровень обороноспособности, в т.ч. устранение социальной среды (возможной оппозиции), на которую мог опереться вероятный противник.

Интересно
Поворотным пунктом, ознаменовавшим переход от тоталитаризма к ограниченным реформам, явилась так называемая «оттепель», во многом связанная с именем Н.С. Хрущева. В феврале 1956 г. ХХ съезд КПСС осудил злоупотребления и расправы периода 30-50-х гг.

Происходит восстановление роли суда и правосудия, прокурорского надзора, расширение общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов. Ликвидируются органы внесудебного рассмотрения дел, упраздняются трибуналы войск МВД, транспортные суды и т.д.

Существенное значение имели обозначенные в октябре 1961 г. XXII съездом КПСС задачи по реформированию общественных отношений, усилению режима законности и правопорядка. Устанавливалось, что переход к коммунизму означает всемерное развитие свободы личности и прав советских граждан.

С начала 1970-х гг. провозглашается, что в СССР построено «общенародное государство», главная цель которого – благо народа. Важную роль в этом процессе играет принятие концепции «развитого социализма».

В этот период получает окончательное оформление социалистическая концепция прав человека, которую представители СССР неизменно стремились проводить в процессе принятия основных документов на международной арене. Так, в 1973 г. Президиум Верховного Совета СССР ратифицирует Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах.

Складывались основные особенности советской доктрины прав человека:

  • отрицание идеи естественных и неотчуждаемых прав человека и их установлении только государством;
  • претензия на превосходство социалистических представлений о правах перед буржуазными;
  • утверждение о приоритете социально-экономических прав над личными и политическими;
  • трактовка проблем прав человека как исключительно внутреннего дела государства, исключающая международное вмешательство и рассмотрение его как посягательство на суверенитет;
  • отрицание частной собственности и гарантий ее независимости от государства;
  • реализация прав и свобод с учетом первостепенной важности интересов социалистического общества.

Особый смысл придавался равенству прав личности как высшему достижению социалистической правовой системы. Государство стремилось к «выравниванию» положения некоторых категорий населения путем установления определенных льгот и преимуществ (для женщин, детей, инвалидов, пенсионеров), т.е. учету в законодательстве естественных и социальных различий.

Ограничивался и верхний предел реализации прав личности, лимитировалась заработная плата, предельный размер жилья, в ряде случаев свобода передвижения и др. Поэтому принцип отрицания частной собственности и гарантий ее независимости от государства воспринимался как условие сохранения правового равенства граждан.

Исходя из этого, многие ученые того времени определяли, что право (правовой статус личности, ее права) не является самоцелью, а выступает в качестве специфического средства достижения определенного социального результата.

С середины 80-х гг. начинают формироваться новые подходы к проблемам законности, правопорядка, к системе защиты прав личности. В октябре 1987 г. создается Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг.

5 января 1989 г. ЦК КПСС принимает Постановление «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг.». В 1988 г. провозглашается курс на построение социалистического правового государства.

Совершенствовалось законодательство, его положения постепенно приводились в соответствие с нормами международного гуманитарного права. Это стало фундаментом становления системы прав человека в Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)