Концепция банковской реформы

Концепция банковской реформы РСПП прошла несколько принципиальных стадий согласования. Премьер М.М.Касьянов поручил министерствам и ведомствам представить свои заключения и назначил на начало сентября 2001 года ее обсуждение в формате рабочего совещания. Центральный банк поддержал в Концепции РСПП только те положения, которые были отражены в “Концептуальных вопросах развития банковской системы Российской Федерации”, но был категорически против разделения банков на две категории: федеральные и региональные.

В итоге Правительство приняло неожиданно смелое решение “о прекращении участия государственных унитарных и казенных предприятий в капиталах коммерческих банков”. Подготовленные Минимуществом предложения подразумевали передачу принадлежащих госпредприятиям долей в уставных капиталах банков в распоряжение данному ведомству, которому (с подключением также Минфина) предстояло заняться их распродажей.

Это касалось всех коммерческих банков с участием государственных предприятий, в том числе и тех, в которых госпредприятия владели контрольным или блокирующим пакетом акций, — таким, как “Конверсбанк” и “Комнейвабанк” (Минатом), “Транскредитбанк”, “Балтийский” и “Дзержинский” (МПС); “Морбанк” (Минтранс), “Всероссийский банк развития регионов” (Минэнерго). Отчаянная борьба министерств за право сохранить “свои” банки, выведя их из общей схемы распродажи, успеха не принесла.

30 декабря 2001 года премьер М.М Касьянов и председатель Центрального банка В.В.Геращенко подписали совместное заявление “О стратегии развития банковского сектора”. Этот документ появился в результате напряженных двухмесячных переговоров между Центробанком, Минфином и Минэкономразвития.

В нем давалась оценка текущего состояния банковского сектора, конкретизировались направления его реформирования, — такие, как формирование конкурентной среды, развитие платежной системы и корпоративного управления, совершенствование налогообложения, ускорение реструктуризации и ликвидации неплатежеспособных кредитных организаций и т. д.

Этот документ впервые обозначил хоть какие-то долгосрочные ориентиры развития банковского бизнеса в России, поскольку:

  • с 1988 года банковская система России строилась совершенно хаотично, без внятной политики или стратегии денежных властей. Изменений “правил игры” было столько, что можно смело утверждать: негосударственный банковский сектор России в 1990-е годы выжил не сколько благодаря действиям властей, сколько вопреки этим действиям;
  • государство не ставило своею целью сформулировать структурированную, четкую модель построения необходимой ему банковской системы;
  • точно не определялись место и роль банковского сектора в стратегии экономического развития страны;
  • не создавались условия развития банковской системы на рыночной основе — преобладают монополизм и внеэкономические методы “конкуренции”;
  • не сформировалась комплексная правовая база, обеспечивающая построение цивилизованной и эффективной банковской системы.

Правительство и Центральный банк согласились с тем, что минимальный размер уставного капитала вновь учрежденных банков должен составлять сумму, эквивалентную?5 млн.; существующие банки должны довести размеры собственного уставного капитала до требуемых размеров в течение трех лет.

Ужесточались требования по выполнению кредитными организациями норматива достаточности капитала: предельное соотношение общей суммы собственных средств банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска, устанавливалось на уровне 10 %. Нарушение этого требования становилось основанием для обязательного отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Предполагалось до 1 января 2004 года осуществить перестройку учетной политики банков в соответствии с правилами международной системы банковского учета и отчетности. К 2002 году намечалось создание государственной системы гарантирования банковских вкладов. Пакет законопроектов на эту тему планировалось внести в следующем году на рассмотрение весенней сессии Государственной Думы.

С 1 февраля 2002 г. вступил в действие федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма”. Схема работы закона, разработанного в соответствии с рекомендациями FАТF, достаточно проста.

Существует определенный перечень “сомнительных” и “подозрительных” операций, подлежащих обязательному контролю. Он изложен в письмах Центрального банка от 21.01.2005 N 12-Т, от 26.01.2005 N 17-Т, от 26.12.2005 N 161-Т, от 10.02.2006 N 20-Т, а также в Положении от 19.08.2004 N 262-П “Об идентификации кредитными организациями клиентов.

Интересно
Если по поручению клиента банк проводит такую операцию, то информацию о ней обязан оперативно предоставить в Комитет по финансовому мониторингу (с марта 2004 года Федеральная служба по финансовому мониторингу). Финмониторинг изучает обстоятельства операции и при наличии состава преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, передает дело в следственные органы.

Первоначальная реакция многих банков на этот закон была негативной. Они полагали, что государство пытается наделить их полномочиями, в какой-то степени подменяющими основные цели их деятельности, как коммерческих организаций, осуществляющих услуги финансового характера и за счет этого зарабатывающих доходы.

Выстраивание процедур противодействия легализации доходов потребовало от банков затрат на содержание дополнительного персонала и доработку банковских программно-технических комплексов. В течение 2002 года Центральный банк ввел в действие нормативные документы (положения, указания) по организации в банках системы внутреннего контроля.

Также была проведена большая методическая работа: выпущены рекомендации по определению примерных схем “отмывания” незаконно полученных доходов, предприняты активные усилия в части формирования и обеспечения электронно-коммуникационных средств связи для передачи сообщений в Комитет финансового мониторинга.

Интересно
Количество сообщений, направляемых банками в Финмониторинг огромно: более 25–30 тыс. ежедневно. Между тем, по официальным данным за 2002 год в России было зарегистрировано всего 1129 преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, и выявлено 89 чел., совершивших легализацию. Как заметил начальник Главного управления Госнаркоконтроля генерал-лейтенант Макаров, пока идут “лишь разговоры о том, что в стране циркулируют миллиарды наркодолларов, но никто не видел хотя бы один наркодоллар, кроме, конечно, пафосных цыганских особняков”.

В юридической литературе уже много писали о необоснованности законодательного описания легализации, как совершения одних только “финансовых операций”, “сделок”, и “использования предметов легализации в предпринимательской или иной экономической деятельности”. Ответственность за нецелевое расходование наличных не установлена ни в “Налоговом кодексе РФ”, ни в “Кодексе об административных правонарушениях РФ”, а у банков нет никаких законных оснований противиться желанию клиента получить наличные.

Хотя в подозрительных случаях банки и пытаются ставить комбинаторам палки в колеса.
Например, требуют дополнительные документы, обосновывающие затраты, или выставляют конкретному клиенту заградительные тарифы либо лимиты по карточным счетам, из-за чего ему становится невыгодно обналичивать деньги в данном банке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)