Концепции «фонетико-фонематического недоразвития речи» и «общего недоразвития речи»

В 1968 г. в коллективной монографии «Основы теории и практики логопедии» под редакцией Р. Е. Левиной были заложены основы психолого-педагогической подхода к изучению недоразвития речи у детей, создана новая номенклатура для обозначения разных его форм.

В исследованиях Р. Е.Левиной, С. Н. Шаховской, Л. Ф. Спировой, Н. А. Никашиной, А. В. Ястребовой выделены такие формы недоразвития речи, как фонетическое недоразвитие (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР). Таким образом, авторы попытались отделить речевые нарушения (ФН) от языковых (ФФНР и ОНР).

Строго говоря, эта попытка оказалась удачной только в отношении разграничения ФН и ФФНР. Для «общего недоразвития речи», по существу, не было разработано четких критериев  диагностики и дифференциальной диагностики.  

Об  этом свидетельствует и определение общего недоразвития речи, сформулированное в указанной выше монографии: «Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи».

По существу это определение мало отличается от определения алалии в работах тех лет. Например: «Алалия — системное          недоразвитие     речевой    деятельности,     расстройство     речевой функциональной системы вследствие непосредственного нарушения функции речедвигательного и речеслухового анализаторов».

По мнению Р. Е. Левиной, ОНР представляет собой сборную группу нарушений, различных по механизму. Данное обозначение столь же неопределенно, как и «моторная алалия» в те годы. На это указывает и сам автор.

Выделение из этой разнородной массы подгрупп с более единообразной структурой нарушений, выяснение их механизмов должно было бы стать предметом дальнейших исследований. Поскольку таких исследований проведено не было, сегодня представления о группе детей с ОНР мало отличаются от уровня середины 60-х гг.

В учебнике «Логопедия» 1999 г. издания приводится следующее определение «общего недоразвития речи»: «Общее недоразвитие речи различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте».

Несмотря на то, что для данного направления основной интерес представляют       психолого-лингвистические         характеристики        состояния, малоисследованной осталась проблема разграничения языковых и речевых нарушений у детей.

Нередко понятия «речь» и «язык», «недоразвитие речи» и «несформированность языковых средств» используются почти как синонимы. Часто смешиваются понятия «система языка» и «функциональная система речи», «уровни языка» и «компоненты речевой функциональной системы».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)