Компоненты отношений

Целостность,           активность,           сознательность           и избирательность выступают как свойства, необходимо присущие отношениям. Наряду с этими сущностными свойствами, в концепции отношений выделяются три компонента, с помощью которых психологические отношения  описываются.

При  этом  В. Н. Мясищев отмечал: “Старое психологическое деление (так называемая триада Тетенса) утверждало самостоятельность трех основных сторон, или элементов, душевной деятельности: ума, чувства и воли.

Отрицание этой триады с позиции целостности, однако не исключало фактического наличия трех аспектов – эмоциионального, познавательного и волевого. Поэтому в каждом психологическом факте в той или иной степени включены эти три стороны, три аспекта, или три компонента” .

Следует отметить, что выделенные В. Н. Мясищевым три компонента каждого отношения соответствуют в современной психологии выделению трех сфер психического: эмоциональной, когнитивной и мотивационно-поведенческой.

Компоненты отношения не являются их составными частями, элементами, входящими в их структуру (отношение целостно и нерасчленимо). Понятие “компоненты отношения” фиксирует лишь результат рассмотрения (научного психологического анализа) отношения.

Согласно В. Н. Мясищеву, все феномены психики можно при психологическом их анализе рассматривать в контексте двух категорий – потенциального (латентного) и процессуального (актуального).

К категории процессуального В. Н. Мясищев относил психические процессы, обеспечивающие в своем единстве психическую деятельность, то есть, то в психике, что развертывается во времени и становится в этом смысле актуальным. Категория потенциального отражает возможность бесконечного многообразия форм психической активности, из которых в каждый момент актуализируется, тем самым, переходя в другую категорию, лишь одна.

Отношение представляет собой феномен потенциального в психике и может лишь определять протекание психических процессов и психическую деятельность в целом. Отношение актуализируется и процессуально раскрывается в поступках, мыслях, чувствах. Причем такое актуализированное отношение не обязательно осознается как отношение.

Отношение как феномен потенциального в психике, даже будучи актуализированным, по существу остается еще внелингвистическим по своей первичной природе, и лишь вторично может быть лингвистически оформлено в сознании, а затем и в речи. Отношение процессуально раскрывается сознанию в спонтанной и в специально направленной рефлексии субъекта отношения.

Тем самым отношение становится актуальным, оформляясь в сознании лингвистически. При этом ясно, что содержательность лингвистического оформления отношения во многом определяется способностью к рефлексии, а также способностью к владению языком, фиксирующим результаты рефлексии.

При рефлексии отношение лингвистически может оформляться и традиционно оформляется в трех дополняющих друг друга описаниях, относящихся к трем сферам: эмоциональной, мотивационно-поведенческой и когнитивной.

Таким образом, наряду с сущностными свойствами отношения – целостностью, активностью, сознательностью, избирательностью – отношение как категория психологического анализа описывается в контексте трех компонентов, а именно: эмоционального, мотивационно-поведенческого (волевого) и когнитивного.

Важно еще раз подчеркнуть, что эти компоненты не являются составными частями, элементами, входящими в структуру отношения (которое по своей сущности целостно и нерасчленимо). Понятие о компоненте отношения отражает возможность его рассмотрения (научного психологического анализа) в трех разных смысловых ракурсах.

Используя пространственную аналогию, можно сказать, что подобно тому, как пространственный физический объект может быть спроецирован на три пространственных базисных оси, при психологическом анализе отношение, лингвистически оформляясь как смысловой объект, также может быть как бы “спроецировано” на три базисных смысловых оси: эмоциональную, мотивационно- поведенческую и когнитивную.

В согласии с этой аналогией можно видеть, что проецирование не расчленяет сам объект, и что получаемые три проекции не являются составляющими частями этого объекта.

В соответствии с такой направленностью психологического анализа выявление этих компонентов отношения сводится к выявлению тех изменений в эмоциональной, мотивационно-поведен- ческой и когнитивной сферах, которые связаны с анализируемым отношением.

Описание изменений в этих трех сферах психического в самом обобщенном виде могут быть представлены как ответы на вопросы: какие чувства, эмоции связаны с отношением к объекту; какие мотивы связаны с отношением к объекту; какие знания связаны с отношением к объекту.

Эмоциональный компонент отношений. “Эмоции тесно связаны с важнейшим моментом в основной характеристике отношения, с его избирательностью, положительной или отрицательной, и его активностью”. “Эмоция как цело- стная реакция личности выражает и формирует эмоциональное отношение… Целостность в эмоции выражается единством множественных способов проявления отношения организма к внешнему объекту и глубокими изменениями всей внутрисоматической динамики в связи со значимостью объекта, вызывающего у человека эмоцию”.

“На уровне сознательной деятельности переход отношений во вторую сигнальную систему сопровождается качественным изменением непосредственной, эмоциональной оценки, превращением ее в сознательную оценку.

В оценках, генетически тесно связанных с эмоциями, отношение выступает как сложное психическое образование, в котором неразрывно сливается отражение объективного предмета и общественных объективных критериев оценки с оценочным отношением и эмоциональной реакцией самого субъекта”.

Мотивационно – поведенческий (волевой) компонент отношений. Понятие воли, согласно В. Н. Мясищеву, является “видом активного преобразующего отношения человека к различным сторонам объективной действительности и к себе самому”. “Человек проявляет себя в действенном взаимодействии с действительностью. Чем богаче индивидуаль- ность, тем активнее она перестраивает действительность, тем шире ее опыт, тем более опосредованы ее реакции, тем более они

утрачивают зависимость от непосредственных условий момента и становятся как бы внутренне обусловленными”.

“Проблема мотивации, как известно, привлекала внимание своей связью не только с проблемами воли, но и с изучением всей деятельности человека. Мотив как основание действия, решения или усилия является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимость и т.д.”.

Осуществление всякого действия, выступающего как структурный элемент деятельности, основано на волевом компоненте отношения. Волевой компонент каждого отношения представляет собой необходимое условие проявления этого отношения в окружающей человека действительности.

“Об отношении судят по действиям, поскольку действия и отношения представляют единство процессуального и потенциального… Они представляют потенциальную характеристику человека, реально раскрывающегося и в целостном поведении или деятельности, и в отдельных реакциях или действиях”.

“Сознание, чувство и воля представляют то процессуальное триединство, которое выражается потенциально в отношении к каждому объекту и проявляется в различных отношениях, в интересах, в той или иной эмоциональной (положительной или отрицательной) оценке, в той или иной степени действенной активности – влечения, желания, стремления или потребности.

Отношение – сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень силы эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности”.

Когнитивный (познавательный) компонент отношений. В. Н. Мясищев подчеркивал, что “отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их  существом, с их смыслом”.

Результатом познания воспринимаемой действительности является понимание ее смысла. “Здесь мы встречаемся с теоретически и практически важнейшим вопросом такого понимания личностью действительности, когда это понимание определяет поведение человека и играет существенную роль в практике производства, воспитания и психотерапии.

Эта проблема связана с важнейшими вопросами о перестройке понимания в связи с изменением отношения и о перестройке отношения в  связи с изменением понимания. Только связь отношений с активностью личности позволяет нам уяснить себе, каким образом понимание, т.е., казалось бы, интеллектуальный процесс, рассудочная деятельность, переделывает всего человека.

Неправильное решение этого вопроса связано с интеллектуализмом, с недостаточным учетом того, что суждение и мысль личности, будучи включенными в систему отношений, оказываются действенным фактором. Перестройка их неизбежно влечет за собой перестройку всей системы отношений личности в целом”.

В.Н.Мясищев писал: “мы видим, как субъективный фактор влияет на процесс познания, как роль отношения сказывается в мыслительных актах, как отношения вплетаются в живую ткань мыслительного процесса, как они стимулируют, ориентируют мышление или как они дезорганизуют, неправильно ориентируют его”

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)