Коммерческое законодательство России

В узком смысле коммерческое (торговое законодательство) Российской Федерации – относительно обособленная совокупность норм гражданского законодательства, регулирующих торговую деятельность.

В широком смысле – это совокупность всем правовых норм, регулирующих коммерческую деятельность в России, как торговую, так и деятельность, способствующую торговле.

Система коммерческого (торгового) законодательства представлена следующими уровнями.

Конституцией Российской Федерации. Так, Конституция Российской Федерации устанавливает ряд фундаментальных положений экономической основы государства в части коммерческой (торговой) деятельности:

  • Во-первых, согласно ст. 8 Конституции России, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
  • Во-вторых, в соответствии с ч. 1 ст. 74 Конституции России, на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
  • В-третьих, согласно ст. 34 Конституции России гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
  • В-четвертых, ст. 71 Конституции России предусматривает, что в ведении Российской Федерации, в частности, находится установление правовых основ единого рынка, ценовой политики, а также гражданского законодательства.

Международным законодательством, а также общепринятыми нормами международного права.

В частности, в настоящее время Россия – участник многих международных договоров. Среди них можно выделить, например:

  • Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенную в Вене 11.04.1980;
  • Соглашение от 20.03.1992 «Об общих условиях поставки товаров между организациями государств – участников Содружества Независимых Государств»;
  • Конвенцию о праве, применимом к международной купле-продаже товаров, от 15.06.1995;
  • Конвенцию для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок от 28.05.1999. Российская Федерация за почти тридцать лет своего существования приняла участие в значительном количестве международных договоров и соглашений, регулирующих вопросы международной и национальной торговли, антимонопольного регулирования, защиты рынков, а также прав, свобод и законных интересов потребителей и иных участников товарно-рыночных отношений;
  • Федеральными конституционными и федеральными законами.

Базовым документом, устанавливающим правовые основы торговли, является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского, а, следовательно, и коммерческого оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Важное значение среди федеральных законов, регулирующих коммерческую деятельность, играют: Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; Федеральный закон от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах»; Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; Федеральный закон от 07.07.1993 № 5340-1 «О торговопромышленных палатах в Российской Федерации» и т.п.

В связи с тем, что в соответствии со статьями 71-73 Конституции Российской Федерации основная тяжесть по организации правового регулирования торговли в России легла на плечи федерального законодателя, именно федеральные законы составляют основу правового регулирования коммерческих отношений.

Указами Президента Российской Федерации, например, Указом Президента Российской Федерации «О свободе торговли» от 29.01.1992 № 65.

При этом, значительная часть указов главы государства была принята в период так называемого «указного права», когда Президент Российской Федерации в силу очевидной слабости Российского парламента, погруженного в политическую нестабильность, осуществлял оперативного правовое регулирование отношений на товарных рынках, издавая собственные нормативно-правовые акты, по сути, имевшие юридическую силу, равную федеральному законодательству.

Тем не менее, и в настоящий период времени глава государства, оперативно реагируя на стремительно изменяющиеся правоотношения в сфере торговли, предпринимает усилия по модернизации федерального законодательства в этой области общественных отношений.

Как путем разработки и представления в Федеральное Собрание проектов соответствующим федеральных и федеральных конституционных законов, так и путем принятия собственных указов и распоряжений.

Постановлениями Правительства Российской Федерации, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.1997 № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерческих организаций».

Правительство России осуществляет общее оперативное руководство и регулирование рыночных отношений в РоссийскойФе дерации, путем использования широкого арсенала методов государственного воздействия и регулирования в отношении участников коммерческих (торговых) отношений.

Подзаконными нормативно-правовыми актами федеральных министерств, служб и агентств, например, приказом ФАС России от 18.12.2019 № 1691/19 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ФАС России информации, представляемой иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, и находящимися под их контролем организациями о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах».

Законами субъектов Российской Федерации, например, законом Краснодарского края от 31.05.2005 № 879-КЗ «О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности».

Муниципальными актами, регулирующими, либо способствующими организации и развитию торговой деятельности, например, постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 30.04.2004 № 1046 «Об упорядочении работы и размещения объектов мелкорозничной торговли на территории муниципального образования город Краснодар».

Хотя Российская Федерация относится к странам с континентальной системой права, где источниками права являются исключительно нормативно-правовые акты, но важное значение в регулировании коммерческих правоотношений играют акты органов судебной власти России, особенно руководящие разъяснения пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации.

Несмотря на то, что институт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исключен из судебной системы, руководящие разъяснения его Пленума по вопросам торговой деятельности, а также рассмотрения споров с участием субъектов торговых правоотношений, продолжают действовать и обязательны для системы нижестоящих арбитражных судов России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)