Коммерческое право в системе права

Система российского права состоит из совокупности отраслей права, которые, в свою очередь, представляют собой систему правовых норм, объединенных в правовые подинституты, институты и подотрасли, регулирующие однотипные общественные отношения.

Важное место в системе российского права занимает коммерческое право. В современной учебной и научной литературе нет единой точки зрения на понятие и правовую природу российского коммерческого права, а также на ее соотношение с гражданским и предпринимательским правом.

Различия в точках зрения связаны, с одной стороны, с позицией законодателя, смешивающего понятия «предпринимательство» и «коммерция». С другой стороны, в дореволюционной России приоритетно использовалось для обозначения деятельности, связанной с извлечением прибыли, понятие «коммерция».

Кроме того, в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также – ГК РФ) указано, что предпринимательство – есть любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. В свою очередь, в ст. 50 ГК РФ все предпринимательские организации называются коммерческими организациями.

В связи с этим, имеется, как минимум, три подхода в определении правовой природы коммерческого права и его соотношения с предпринимательским правом.

Интересно
По мнению одной группы авторов, коммерческое право является частью предпринимательского права, объединяя правовые нормы, которые регулируют торговые, а также иные, тесно с ними связанные отношения, возникающие между участниками экономического оборота.

Данные авторы считают, что предмет коммерческого права можно определить как составную часть предмета предпринимательского права, состоящую из общественных отношений, складывающихся в процессе торговой деятельности или деятельности по продвижению товаров от производителя к потребителю.

Как отмечает Н.М. Голованов: Предпринимательское право регулирует главным образом отношения в сфере предпринимательства – деятельности, направленной на регулярное получение прибыли.

Торговля – лишь часть такой деятельности. Предпринимательская же деятельность гораздо шире торговли, поскольку включает оборот ценных бумаг, банковскую, строительную, сельскохозяйственную, инновационную деятельность и др.

Соответственно, коммерческое право имеет более узкий предмет регулирования, чем предпринимательское право, и в этом их главное отличие.

Однако, данная точка зрения на наш взгляд представляется мало аргументированной, так как предмет и методы коммерческого и предпринимательского права во многом не совпадают, что свидетельствует о том, что значительная часть общественных отношений, которая урегулирована нормами коммерческого права, не относится к объектами предпринимательского права.

Вторая группа авторов придерживается точки зрения, согласно которой понятия «коммерческое право» и «предпринимательское право» (а соответственно – и сами отрасли права) идентичны, то есть речь идет об одной и той же отрасли российского права.

Свою позицию ученые аргументирует тем, что предпринимательство и коммерция – это синонимы одного и того же вида деятельности.

И, соответственно, предмет коммерческого права эквивалентен (идентичен) предмету предпринимательского права и состоит из совокупности общественных отношений, которые возникают в результате организации и осуществления предпринимательской (коммерческой) деятельности.

По мнению сторонников третьего подхода, предпринимательское и коммерческое право являются самостоятельными отраслями российского права, хотя и обладают частично совпадающим предметом правового регулирования.

По нашему мнению, коммерческое право является самостоятельной отраслью российского права, регулируя совокупность общественных отношений, возникающих в сфере торгового оборота (как саму торговую деятельность, так и движение товаров от производителя к потребителю), а также сопутствующих торговой деятельности.

В качестве методов коммерческого права можно выделить следующие:

  • императивный метод правового регулирования, который заключается, например, в обязательной уплате налогов и сборов, штрафов и пени, неустоек, применении уголовных и административно-правовых санкций к нарушителям уголовного и
    административного законодательства в процессе осуществления коммерческой деятельности;
  • диспозитивный метод, который заключается в свободном выборе участниками коммерческих отношений вариантов своего поведения, например, при заключении договоров гражданскоправового характера;
  • разрешительный метод, заключающийся, например, в получении от уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления разрешительных документов, в частности, лицензий на торговлю определенными видами товаров (например, табачных или алкогольных изделий);
  • метод рекомендаций, при котором уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления направляют участникам коммерческих правоотношений рекомендации относительно выбора варианта своего поведения, которые носят ознакомительный и рекомендательный характер;
  • согласительный метод, заключающийся в том, что некоторые свои действия участники коммерческой деятельности обязаны согласовывать с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления (например, с территориальными подразделениями Федеральной антимонопольной службы).

В российской правовой системе коммерческое право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, финансового, административного, уголовного и др.

Так, действующая Конституция Российской Федерации содержит ряд статей, закрепляющих основополагающие принципы коммерческого права, и в частности свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, равенство всех форм собственности и равную их защиту, свободное перемещение товаров, услуг, капиталов (статьи 8, 9, 34, 35).

Гражданское право определяет правовое положение субъектов коммерческой деятельности, регулирует порядок заключения, изменения и прекращения договоров, предусматривает ответственность за их неисполнение, способы обеспечения договорных обязательств.

Нормы административного права регулируют отношения между хозяйствующими субъектами и органами государственной власти, в том числе вопросы регистрации субъектов коммерческой деятельности, стандартизации и сертификации товаров, ценообразования, регулирования продажи отдельных видов товаров, осуществления государственного контроля за торговой деятельностью.

Финансовое право регулирует расчетные и кредитные отношения, определяет процесс налогообложения коммерческой деятельности и его порядок по федеральным, региональным и местным налогам и сборам.

Нормы административного и уголовного права устанавливают ответственность за нарушения в сфере коммерческой деятельности, причем как для самих субъектов хозяйствования, так и для представителей государственных органов, чинящих необоснованные препятствия в осуществлении указанной деятельности.

Сущность коммерческого права раскрывают его принципы – основные положения, на которых оно базируется. Особых принципов коммерческого права не существует, есть лишь особенности проявления принципов тех отраслей права, которые его образуют.

В числе основных принципов коммерческого права можно выделить следующие:

  1. Принцип дозволительной направленности частноправового регулирования. Подавляющее большинство норм, относящихся к регулированию торгового оборота, носит диспозитивный характер, то есть применение указанных  норм оставлено на собственное усмотрение участников коммерческих отношений. Таким образом, принцип дозволительной направленности правового регулирования способствует обеспечению свободы предпринимательства и развитию торгового оборота в целом.
  2. Принцип равенства участников отношений, регулируемых гражданским законодательством. Они взаимно не подчинены и обладают равными полномочиями в отношениях торгового оборота;
  3. Принцип неприкосновенности собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Следует различать науку «Коммерческое право» и учебную дисциплину «Коммерческое право». Учебная дисциплина – это краткий свод основных положений науки «Коммерческое право».

Учебная дисциплина «Коммерческое право» служит для ознакомления с данной отраслью права студентов, специалистов, которые получают первоначальное знание о науке и самой отрасли.

Наука «Коммерческое право» – это наиболее глубокое теоретическое знание об отрасли «Коммерческое право», полученное научными методами. Наука коммерческого права изучает саму отрасль права, ее закономерности, принципы, становление, развитие.

Система коммерческого права как науки представлена следующими учениями:

  • о нормах и отношениях, формирующих институты торгового права;
  • о сложившейся правоприменительной практике;
  • об истории становления и развития коммерческого права;
  • о роли и месте коммерческого права в системе частного права;
  • о проблемах функциональных участников торговых отношений;
  • о дуализме частного права в России.

Коммерческое право как учебная дисциплина представлено следующими основными разделами (темами):

  1. «Введением в курс коммерческого права как учебной дисциплины», в котором проводится анализ коммерческого права в системе российского права (его понятия, предмета, методов, принципов), исследуется соотношение данной отрасли права с гражданским и предпринимательским правом, изучаются задачи и система коммерческого права как науки и учебной дисциплины, проводится анализ коммерческого (торгового) законодательства России (его понятие, структура, особенности и тенденции развития), исследуется история зарождения и развития как самого коммерческого права, так и торгового законодательства.
  2. «Субъекты коммерческой деятельности», в котором исследуются понятие, виды, особенности и индивидуализация субъектов коммерческой деятельности, проводится анализ понятия и видов как торгового посредничества, так и самих торговых посредников, изучается содержание правового регулирования и сущности биржевой деятельности.
  3. «Объекты торгового оборота», в котором исследуется понятие и специфика объектов торгового оборота, проводится анализ общей характеристики отдельных объектов торгового оборота (ценных бумаг, информации, посреднических услуг, денег и валютных ценностей, биржевого товара), способов их индивидуализации.
  4. «Торговые сделки», в котором проводится анализ понятия и классификации торговых сделок, а также их типовых условий, исследуются реализационные договоры, изучаются понятие, признаки, виды, порядок заключения и исполнения биржевых сделок, договоров, обслуживающих (содействующих) торговле, а также посреднических договоров.
  5. «Установление цен на товары и способы расчетов в торговом обороте», в котором исследуется понятие, виды и содержание цены в коммерческом праве, а также правовые основы ее регулирования государством и рынком, проводится анализ правового регулирования способов расчетов в торговом обороте, изучаются правовые вопросы конкуренции в коммерческой деятельности.
  6. «Послеторговые отношения», где анализируются понятие, способы и порядок приемки товаров, коммерческие акты, приемка товаров по количеству и качеству, исследуется товарная экспертиза (ее понятие, виды, содержание, порядок и условия
    проведения и оформления), изучается тара в торговом обороте (понятие, функции, классификация, использование и возврат).

В числе основных задач коммерческого права как науки можно выделить:

  • изучение специфики оборота различных видов товаров в Российской Федерации, включая международную торговлю с Россией;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования оборота различных видов товаров в Российской Федерации, включая международную торговлю с Россией;
  • изучение объектов и субъектов коммерческой деятельности, определение их функций на товарных рынках;
  • выявление круга коммерческих договоров, опосредующих торговые отношения;
  • изучение границ, способов и средств государственного воздействия на коммерческую деятельность, а также разработка предложений об оптимизации данного воздействия.

Таким образом, теоретическая и практическая задача коммерческого права – правовое содействие развитию товарного рынка. Она свойственна именно российскому коммерческому праву и обусловлена происшедшим в стране изменением экономического строя.

Теория коммерческого права призвана изучать и подготавливать научно обоснованные предложения о законодательных мерах по совершенствованию организации субъектов торгового оборота, развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка.

Без эффективного развития системы коммерческого права невозможно адекватное регулирование быстро изменяющихся отношений на товарных и иных рынках в Российской Федерации.

Представляется, что в условиях бурного развития интернеттехнологий, он-лайн продаж, усугубленных экономическим кризисом и пандемией короновируса, коммерческое право выступает в качестве приоритетной отрасли российского права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)