Коммерческое предпринимательство

Среда предпринимательства

Предпринимательство как вид человеческой деятельности воз­никает и существует только в рамках товарного производства и рыночного товарообмена. В рамках рыночных товарно-денежных отношений производи­тели различных благ стремятся обменять свои товары на другие нужные им блага так, чтобы не только возместить издержки, свя­занные с производством своего товара, но и получить некоторый дополнительный объем благ, обеспечивающий товаропроизводи­телю возможность улучшить условия своего существования.

Отсю­да следует, что под предпринимательством в рыночной экономике следует понимать целенаправленную деятельность, осуществляе­мую частными лицами, предприятиями или приобретение и про­дажу товаров или оказание услуг в обмен на другие товары, услу­ги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или орга­низаций.

Если отдельное лицо производит продукцию (например, вы­ращивает овощи, вяжет вещи и шьет одежду) или покупает това­ры и услуги для собственного использования или потребления, то оно является потребителем, а не предпринимателем. Даже если оно продает свою собственность (например, свою подержанную машину), то его действия также не являются бизнесом. Если чело­век производит или покупает больше, чем ему необходимо для собственного потребления, и обменивает и продает излишки, тогда можно сказать, что он осуществляет предпринимательскую де­ятельность (бизнес).

Когда два или более лиц действуют совместно с общей целью, то они являются организацией (предприятием), а если их общая цель состоит в извлечении прибыли, производстве, покупке или продаже в обмен на другие товары, услуги или деньги, то тогда они составляют коммерческую организацию (бизнес-организацию).

Любая деятельность, состоящая в добыче продукции из зем­ных недр или морей в первичном виде (т.е. необработанная про­дукция, именуемая материалами), относится к добывающей промышленности, поскольку это обычно первый этап длительного процесса, предшествующий тому, когда эта продукция станет готовой для конечного потребления отдельными лицами. Сель­ское хозяйство, рыболовство, легкая промышленность, добыча полезных ископаемых — все это первичное производство, извест­ное как отрасли добывающей промышленности.

Большинство видов сырья подвергается определенной пере­работке до их конечного потребления. Переработка может включать в себя изменение формы (очищение нефти, естественная сушка лесоматериалов, плавка металлов), механическую обработку (рас­пиловка материалов, прядение шерсти, изготовление отдельных частей машин и оборудования) или сборку (монтаж оборудования в цехе, вязание шерстяных изделий, изготовление автомобилей).

Переработка и выделка сырья — вторичное производство, охва­тывающее обрабатывающие отрасли промышленности. В определенных случаях происходит только покупка готовых товаров, произведенных в результате другой коммерческой де­ятельности, которые затем продаются либо конечному потреби­телю, либо являются продукцией предпринимателя.

Примером этого могут служить оптовые и розничные продавцы, торговые предприятия, пользующиеся правом торговать продуктами про­мышленного предприятия на льготных условиях (дистрибьюторы и комиссионеры, брокеры и другие агенты). Такого рода предпри­нимательство относится к третичным отраслям экономической деятельности, поскольку оно находится на третьей стадии всего процесса, т.е. после получения и промышленной обработки до этапа конечного потребления той или иной продукции. Такой бизнес называют «индустрией распределения» и включают в сре­ду услуг.

Если товары — это физические, материальные предметы, то услуги — вещественно неосязаемы и невидимы. К услугам отно­сятся банковское дело, страхование, транспорт, туризм, доходы от которых составляют значительную часть поступлений от «неви­димых статей» экспорта. К услугам относят также общественное питание и сферу развлечений. Услуги могут быть представлены и при продаже товаров, например, доставка, установка промыш­ленного оборудования или электробытовых приборов. Другие виды услуг могут способствовать реализации товаров, например, рек­лама позволяет покупателю получить необходимую ему информа­цию, предоставление кредита облегчает оплату труда.

Основной составляющей предпринимательской деятельности является обмен. Производитель изготавливает товар и продает его торговцу, обмениваясь с ним по определенной цене. В свою оче­редь, торговец продает этот товар покупателю по какой-то цене, рабочий меняет свою рабочую силу на заработную плату, акцио­нер вкладывает свой капитал в обмен на прибыль, банкир ссужа­ет деньги в обмен на проценты.

В экономической деятельности наиболее общая и распростра­ненная форма процесса обмена — это обмен товаров или услуг на деньги. В случае, если товары или услуги обмениваются на другие товары или услуги, такая форма обмена называется бартером. Не­которые работники могут получать заработную плату в натураль­ной форме, т.е. в товарах, а не деньгами; другие работники могут пользоваться предусмотренными в их трудовом соглашении спе­циальными льготами, например, банковские служащие могут получать ссуду под залог недвижимого имущества со сравнитель­но небольшим процентом.

Наряду с компанией обмена центральным звеном данного выше определения бизнеса можно назвать понятие «взаимная выгода». В условиях свободной экономики никто никого не принуждает покупать или продавать что-либо. Покупатели имеют широкий вы­бор товаров и услуг, а продавцы свободны в своем выборе, где и когда продавать свой товар. Продавцы конкурируют между собой за покупателя, а последний свободно покупает по своему усмотрению, выбирая лучшие условия купли-продажи. Другими слова­ми, между покупателем и продавцом имеет место постоянный переговорный процесс по поводу купли-продажи товара, а среди продавцов — конкуренция. Только при условии, если и покупа­тель, и продавец удовлетворены, сделка считается заключенной — вот это и означает взаимовыгодную куплю-продажу.

Часто предполагается, что в ходе переговоров о купле-продаже речь идет только о цене. И действительно, в классической эконо­мической теории значительное место уделено законам спроса и предложения, работе целого механизма. Однако покупатели часто хотят, чтобы требование полностью соответствовало не только небольшой цене, но и приемлемой степени переработки продук­та, удобной доставке к месту спроса, его своевременному предло­жению.

Применяя экономическую терминологию, покупатели предъявляют к товару такие требования, как состояние продукта, готовность, степень переработки, место и своевременность до­ставки.
Аналогично, продавец видит в полезности не только самую высокую цену. Он желает остаться в бизнесе и поэтому стремится иметь лояльно относящихся к нему покупателей или увеличить объемы своей деятельности в результате привлечения новых по­купателей. Все участники предпринимательской деятельности функцио­нируют в определенной среде, которая определяет их позиции в бизнесе.

Экономическая обстановка обусловливает большие или мень­шие объемы денежных средств, которые могут истратить покупа­тели, она также определяет виды приобретаемых ими товаров и ту сумму, которую они готовы уплатить. Аналогичным образом экономическая обстановка определяет наличие свободных рабо­чих мест, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работника при заключе­нии контракта.

Экономическая обстановка определяет наличие, доступность денежных ресурсов и отсюда — доходы на инвестированный ка­питал или займы; последнее оказывает влияние на величину за­емных средств, к которым готов обратиться бизнес для финансирования своих деловых операций.

На экономическую обстановку оказывает влияние политиче­ская ситуация в стране. В определенной степени способы управле­ния экономикой есть результат политических целей и задач нахо­дящегося у власти правительства.

Бизнес, его участники всегда действуют в рамках соответству­ющей правовой среды. Например, бизнес может регулироваться положениями законов о компаниях; в части продаж товаров и услуг — законом о продаже товаров, законом об описании това­ров, законом о безопасности потребительских товаров.

Виды законов, которые принимает парламент, могут явиться последствием политической обстановки и давления лоббистов или групп по оказанию нажима, которые, в свою очередь, могут от­ражать соответствующие течения в социальной и культурной сферах. Например, повышенный интерес к защите окружающей среды привел к созданию партии «зеленых», или «экологов», а также законодательства по контролю над предприятиями, загрязняющими окружающую среду.

Социально-культурная среда определяет товары, которые люди стремятся покупать, товары, отвечающие определенным вкусам и моде. Нравственные и религиозные нормы, зависящие от соци­ально-культурной среды, могут оказывать прямое влияние на по­требителя и посредством этого на спрос на товары. Социально- культурная обстановка может также влиять на отношения отдель­ного лица к работе, что, в свою очередь, влияет на его отноше­ние к величине зарплаты и условиям труда, предлагаемым биз­несом.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство, напри­мер, в области автоматизации обработки данных, информацион­ных технологий.

Физическая, или географическая среда характеризует природ­ные условия, в которых осуществляется предпринимательство. Здесь имеется в виду доступность сырья, энергоресурсов, климатиче­ские, сезонные условия, а также наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей сообщения. Эти факторы оказывают прямое влияние на размещение компа­ний и фирм, предприятий, и следовательно, на расходы по доставке сырья, распределению продукции и применению рабочей силы.

И, наконец, институциональная организационно-техническая среда, характеризующаяся наличием и разнообразием институ­тов, с помощью которых бизнес может устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции. Эти инсти­туты включают в себя:

  • банки (оказание финансовых услуг);
  • оптовых и розничных продавцов;
  • специализированные фирмы и учреждения (предоставление профессиональных услуг, таких как юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.);
  • учебные заведения;
  • агентства по изучению рынка (предоставление информации о рынке);
  • рекламные агентства;
  • конторы по трудоустройству;
  • транспортные агентства;
  • страховые компании;
  • коммунальные услуги (тепло-, водо- и энергоснабжение, вывоз мусора и т.д.);
  • средства связи и передачи информации (размещение рекла­мы и другой информации для широкого оповещения).

Таким образом, мы дали определение предпринимательству (бизнесу) в целом и его особым разновидностям, установили значение обмена, роль принципа взаимовыгодности, дали понятие коммерческих операций, охарактеризовали предприниматель­ скую среду и ее составляющие, их влияние на коммерческие отно­шения.

Функции бизнеса

Для осуществления деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хо­зяйственной среды необходимо наличие определенных функций бизнеса.

Ведение финансов и учета — мобилизация капитала за счет средств инвесторов (лиц, вкладывающих свой капитал в какое- либо предприятие) и кредиторов (лиц, дающих деньги взаймы); накопление доходов от продажи; управление использованием ка­питала и дохода в рамках и вне бизнеса.

Кадровая — отбор и прием на работу в соответствии с потреб­ностями бизнеса, решение всех вопросов, касающихся использо­вания работников.

Материально-техническое обеспечение — приобретение сырья, машин, оборудования и другие поставки, необходимые для хо­ яйственной деятельности.

Производственная — превращение сырья и других поставок в такой вид продукции, который пригоден для продажи клиентам предприятия.

Маркетинг — определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его контрасигами.

Поддержка предпринимательства — распространение предпри­нимательских идей, инициативы и опыта управления, что явля­ется функцией менеджмента.

Научно-исследовательские и проектные работы — деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов или новой продукции для улучшения предпринимательства, повышения эффективности, расширения предложения новой продукции. Связь с общественностью (так называемая «паблик рилейшнз») — осуществление и управление отношениями между предприятием и общественными структурами средствами массовой информации. Сформулированная концепция коммерческого предпринимательства может быть представлена в виде модели, состоящей из двух блоков:

  • макросреда — экономические, правовые, политические, со­циально-культурные, технологические, географические условия деятельности;
  • микросреда, включающая институциональную систему. Приведенная модель показывает бизнес с его основными фун­кциями (рис. 7.1), четыре из которых (финансовый учет, марке­тинг, управление кадрами, материально-техническое обеспече­ние) предполагает отношения с внешними блоками. Эти инсти­туты составляют непосредственную среду деятельности предпри­ятия, или микроуровень.

Различная работа по изучению рынка в рамках макросреды состоит из экономической, политической, юридической, соци­ ально-культурной, технологической и физической (географиче­ ской) областей. В рамках предприятия все функции взаимодей­ ствуют друг с другом.

Таким образом, любая фирма в зависимости от ее размеров и характера деятельности представляет собой сложную систему, состоящую из отдельных элементов, каждый из которых может, в свою очередь, рассматриваться как имеющее внутреннюю струк­ туру подразделение и, следовательно, быть подсистемой, также состоящей из ряда присущих именно ей элементов.

Сложность технологических, организационных и экономических взаимосвязей между элементами систем и подсистем предопределяют необходимость учитывать в процессе исследования закономерностей и особенностей деятельности фирм неспецифические особенности методологических принципов системных исследований.

Во-первых, свойства системы не являются простой суммой свойств ее элементов, система обладает и другими свойствами, возникающими именно из-за наличия взаимосвязей между ее эле­ментами (закон эмерджентности).

Во-вторых, сложность фирмы как реально существующего объекта исследования требует представления в виде ряда упро­шенных по сравнению с действительностью моделей, каждая из которых ориентирована на решение конкретного круга задач и является лишь некоторым более или менее значительным упро­щением реально существующего объекта, отображающим лишь важнейшие с точки зрения конкретной задачи исследования свойства и взаимосвязи элементов и системы в целом.

В-третьих, фирма как система не может функционировать вне взаимосвязей с внешней средой, оказывающей на условия и результаты деятельности фирмы существенное влияние, и по­этому является открытой системой, находящейся в непрерыв­ном взаимодействии с другими, иными словами, сама являет­ся подсистемой более общей экономической системы высшего уровня.

Цели бизнеса
В условиях рыночных отношений, характеризуемых наличием товарно-денежных связей между хозяйствующими субъектами и конкуренцией между ними в рамках общей задачи — извлечения прибыли, любой собственник заинтересован в достижении двух целей.

Во-первых, собственник стремится не только сохранить, но и увеличить первоначально вложенный в дело капитал, что вынуж­дает его направлять часть полученного чистого дохода на инвести­ции в целях поддержания и расширения масштабов своей де­ятельности.

Во-вторых, собственник хочет поддерживать и повышать до­стигнутый уровень своего индивидуального благосостояния, что приводит к необходимости направлять часть чистого дохода в фонд потребления, формируемый за счет оплаты труда за выполнен­ные работы, дивидендов и других выплат из чистого дохода.

Названные цели в определенной мере противоречивы, так как при ограниченной величине чистого дохода увеличение фонда на­копления приводит к снижению фонда потребления, и наоборот. Такая ситуация типична для многих предприятий коллектив­ной формы собственности (например, акционерных обществ), где акционеры или совладельцы требуют от управляющих увеличения выплат дивидендов (причитающихся каждому совладельцу долей дохода), а квалифицированные управляющие обычно заинтере­сованы в поддержании и расширении масштабов деятельности фирмы как базы для последующего увеличения валового и чисто­го дохода.

Если считать, что основной целью коммерческой деятельно­сти любой фирмы является увеличение чистого дохода, то необ­ходимо учитывать, что реализация такой цели наталкивается на определенные ограничения, вытекающие из действующего зако­нодательства, подзаконных нормативных актов и других объек­тивных ограничений, связанных с деятельностью организаций, защищающих интересы наемных работников.

Так как чистый доход (Дч ) фирмы зависит от величины вало­вого дохода (Дв ), суммарных издержек, связанных с получением результата (И), и величин всевозможных обязательных платежей (П 0 ) , источником которых является валовой доход, но которые не входят в издержки, получаем, что рассматриваемые величи­ны связаны балансовым соотношением или аддитивной моде­лью вида:

В свою очередь валовой доход зависит от объема (V) реализуе­ мых результатов производства (продуктов и услуг) и от цены единицы каждого вида реализуемой продукции (Ц).

В конкурентной рыночной экономике цена является фактором, зависящим главным образом от общей конъюнктуры рынка: со­вокупного спроса и предложения товара, сложившихся предпоч­тений потребителей, их географического положения и т.д. Только в известной степени фирма может влиять на цену товара измене­нием его потребительских свойств (качества). Однако повышение качества товара связано с ростом издержек производства, а пото­му предприниматель всегда вынужден обращаться к поиску эко­номического оптимизма, обеспечивающего рост цены товара за счет улучшения его качества в большей мере, чем за счет роста издержек производства.

В несовершенной рыночной экономике, где конкуренция в той или иной мере сдерживается монопольным положением произво­дителей товара на рынках (ситуация, например, типичная для России в настоящее время), монопольный рост цен ограничива­ется государством тем или иным способом (регулирование цен, фиксация предельных уровней рентабельности, прогрессивные ставки налогообложения дохода и т.д.), что делает для любой фирмы главным источником роста чистого дохода рост объемов производства и снижения издержек на производство и реализа­цию продукции.

Однако снижение издержек производства оказывается возмож­ным только в определенных пределах за счет:

  • лучшего использования имеющихся материальных ресурсов (их экономии);
  • повышения производительности труда, уменьшающего затраты на его оплату в расчете на единицу продукта;
  • увеличения масштабов производства, уменьшающего удель­ные затраты на единицу продукции в части условно-постоянных издержек.

Поэтому основной и неограниченный источник роста валово­го и чистого дохода для каждой конкретной фирмы — увеличение масштабов производства продукции и оказание услуг в пределах емкости рынка, обеспечивающей возможность реализации про­изводственной продукции. В этой связи фирма может даже ока­заться в ситуации, когда для нее выгоднее реализовать больший объем продукции при снижении цены, чем, сохраняя цену неиз­менной, уменьшать объемы производства и реализации.

Из всего сказанного вытекает, что главной целью деятельно­сти фирмы можно считать максимилизацию чистого дохода с учетом имеющихся объективных ограничений, а также наращивание объемов производства продуктов и услуг в их натурально-веще­ственной форме.

В тех случаях, когда изменение качества продукта способствует лучшему удовлетворению потребностей покупателя при уменьше­нии физического объема потребления этого продукта, необходи­мо учитывать и изменения в качестве продукта, предназначаемо­ го потребителю. Так, например, если потребность автохозяйства на 100 тыс. км пробега грузовых автомобилей определяется в две автопокрышки (это соответствует нормативному пробегу каждой покрышки в 50 тыс. км), то при повышении нормативного пробе­га на 10 тыс. км или на 20%, общая потребность автохозяйства в автопокрышках снизится также на 20 %.

Резюмируя сказанное, отметим, что перед владельцем фирмы или управляющим становится одновременно несколько противо­речивых целей. В такой ситуации может возникнуть необходимость в интегральной оценке, которая служила бы сводной мерой сте­пени достижения нескольких важнейших целей и, таким обра­зом, могла быть использована как обобщающая оценка качества работы управляющей системы фирмы.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)