Коллективное волеизъявление

Традиции коллективных обсуждений известны еще наградному делу императорской России на примере знака отличия Военного ордена (Георгиевского креста) и были распространены и усилены в советский период, причем эта тенденция проявилась и в других социалистических странах. Так, в ГДР было установлено почетное звание «Коллектив социалистического труда», процедура присвоения которого предусматривала коллективные обсуждения и последующую коллективную публичную защиту этого звания.

Коллективное волеизъявление возможно в следующих организационных формах:

  • общего собрания коллектива организации (органа публичной власти);
  • конференции представителей коллектива организации (органа публичной власти);
  • заседания коллегиального органа управления организации или органа публичной власти (совета, президиума, коллегии, аттестационной комиссии и т.п.);
  • заседания представительного органа муниципального образования (то есть коллегиального органа публичной власти).

Выбор организационной формы коллективного волеизъявления зависит от разграничения компетенции органов управления, закрепленного в законодательстве, учредительных или внутриорганизационных документах.

В индивидуальном наградном производстве не принято единоличное возбуждение ходатайства о награждении руководителем организации, а требуется обязательное коллективное решение по данному вопросу.

В списочном наградном производстве инициатором награждения, составляющим первичный список на награждение, выступает орган или организация, которая в силу своего социально-правового положения обладает документированными сведениями о лицах, достойных награждения, а также о заслугах этих лиц.

Инициатором награждения в списочном производстве может быть:

  • организация (орган публичной власти) – в отношении граждан, работающих или служащих в этой организации (органе публичной власти), поскольку она обладает персональными сведениями о работниках (служащих), включая сведения о трудовой (служебной) биографии, наградах и социальных льготах;
  • военный комиссариат – в отношении проживающих на подведомственной территории лиц, не состоящих на действительной военной службе, поскольку военные комиссариаты ведут учет граждан, пребывающих в запасе, являющихся ветеранами боевых действий, принимавших участие в ликвидации последствий катастроф, аварий в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • органы исполнительной власти и органы местного самоуправления – в отношении, как правило, неработающего населения, проживающего на подведомственной территории, поскольку названные органы владеют архивными списками награжденных граждан (в той части, в какой награждение производилось этими органами или с их участием) и персонифицированными сведениями о мерах социальной поддержки, полагающихся гражданам в связи с определенными заслугами.

Например, в соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке вручения юбилейной медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» составление и утверждение списков награжденных граждан России производятся:

  • кадровыми органами воинских частей, соединений, управлений, предприятий, учреждений, организаций, военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств – на военнослужащих, состоящих к 9 мая 1995 года на военной службе, при наличии оснований согласно Положению о медали;
  • военными комиссариатами – на лиц, выбывших из Вооруженных Сил СССР, которые в годы Великой Отечественной войны и войны с милитаристской Японией (с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года) проходили военную службу или работали на должностях штатного вольнонаемного состава в Красной Армии, Военно-Морском Флоте, войсках и органах НКВД, НКГБ СССР;
  • органами исполнительной власти – на бывших партизан и участников подполья, тружеников тыла, награжденных за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны орденами и медалями, перечисленными в пункте 1 Инструкции, на лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» либо имеющих удостоверение к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, на граждан, проработавших не менее шести месяцев в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем.

Поскольку основой для составления первичных списков на награждение является документированная информация о заслугах и личности (биографии) награждаемых граждан, возбуждение ходатайства о награждении (составление первичного списка на награждение) может производиться без общественного обсуждения – руководителем или иным должностным лицом организации (органа публичной власти).

По общему правилу публичные заслуги и личность награждаемого лица должны получить положительную оценку по основному месту его работы (службы).

Это требование, не всегда закрепленное нормативно, но принимаемое за обычай, связано с тем, что по основному месту работы (службы) лучше известна личность награждаемого лица, ее социально-позитивная направленность, а потому мнение с основного места работы (службы) считается приоритетным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)