Коллективная система обучения

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Основоположники – Ривин Александр Григорьевич (1877-1944) – русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава; Дьяченко Виталий Кузьмич – профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО).

Лекционно-семинарская система обучения: (курсовая) – начиная с XIII–XIV веков, когда в Европе возникли первые университеты, и до сих пор – основная форма обучения в высших учебных заведениях.

Лекционно-семинарская система рассчитана на высокий уровень интеллектуального развития обучающихся (студентов) и отличается большой степенью самостоятельности студентов.

У лекционно-семинарской системы есть много сходных черт с классно-урочной. В учебные группы постоянного состава входят студенты, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности (для лекций однородные группы объединяются в потоки); основными формами занятий являются лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы одинаковой продолжительности 1,5 часа (или «пара» – 2 раза по 40-45 минут).

Занятия представляют собой относительно законченные по содержанию и построению единицы учебного процесса; все содержание обучения делится на отдельные дисциплины; весь период обучения делится на учебные годы (курсы), семестры (полугодия), учебные дни, каникулы; а занятия ведутся по единому плану и расписанию; контроль осуществляется, в основном, в конце каждого семестра в виде зачетных и экзаменационных сессий.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности

В.А. Сухомлинский отмечал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В современной педагогике игру определяют как специально организованную деятельность, в которой игроки, добровольно включаясь, следуя общей игровой задаче, исходя из одинаковых начальных условий, действуя идентичными средствами, соблюдая одни и те же правила, добиваются определенных результатов, по которым оценивается личный или общий опыт (П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров).

Классификации игр многочисленны и разнообразны, как правило, основываются на их целевом предназначении, физических и духовных структурах, которые в них задействованные.

Исходя из этого различают игры:

  • спортивные (физические, например, «Салки», «Городски» и др.;
  • интеллектуальные, например, «Что? Где? Когда?»;
  • игры рациональные.

Кроме того, игры можно систематизировать и по содержательному признаку: военные, экологические, спортивные, экономические и др., а также по количеству участников: одиночные; парные; групповые; массовые.

Известна следующая классификация игр: драматические игры (игры производственные, бытовые; семейные и общественные и др.), спортивные (простые состязания и состязания с вещами), орнаментальные (типа «плетень», «улица» и т.п.).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)