Классификация инновационных педагогических технологий

В современной педагогической науке и практике определено множество общих и специфических, существенных и случайных, теоретических и практических признаков технологий, что привело к созданию множества различных классификаций.

Классификация образовательных технологий призвана упорядочить все их многообразие.

Приведем примеры классификаций образовательных технологий.

Для классификации технологий могут использоваться различные признаки, например:

  • в соответствии со спецификой осуществления конкретного вида педагогической деятельности: технологии обучения, воспитания, управления и др.;
  • в соответствии с качественными отличиями конкретной предметной (научной) или социальной сферы: информационные, социальные и др.;
  • в соответствии со степенью активности субъектов образовательного процесса (интерактивные);
  • в соответствии с мерой новизны (традиционные и инновационные).

Классификация, основанная на различных видах взаимодействия учителя и ученика, предполагает:

  • взаимодействие разомкнутое;
  • циклическое взаимодействие;
  • рассеянное (фронтальное) или направленное (индивидуальное);
  • ручное (вербальное);
  • автоматизированное взаимодействие (с помощью учебных средств).

Сочетание этих признаков определяет различные виды технологий:

  • классическое лекционное обучение;
  • обучение с помощью аудио– и видеоинформационных технических средств;
  • система «консультант»;
  • обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа;
  • система «малых групп» – дифференцированные способы обучения;
  • компьютерное обучение;
  • система «репетитор» – индивидуальное обучение;
  • «программное обучение» и др.

Наиболее подробную классификацию педагогических технологий предлагает Г.К. Селевко:

  • по уровню применения (общепедагогические, частнопредметные, модульные и др.);
  • по философской основе (идеалистические, материалистические, теософские и др.);
  • по концепции усвоения (ассоциативно-рефлекторные, развивающие, бихевиористские и др.);
  • по ориентации на личностные структуры (информационные, саморазвития, эвристические и др.);
  • по характеру содержания и структуры (обучающие, воспитательные, светские, религиозные, гуманистические, технократические и др.);
  • по организационным формам (классно-урочные, индивидуальные, групповые, коллективный способ обучения, клубные и др.);
  • по типу управления познавательной деятельностью (лекционные, обучение с помощью ТСО, обучение по книге, компьютерное обучение и др.);
  • по подходу к ребенку (авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества, гуманно-личностные, свободного воспитания и др.);
  • по преобладающему (доминирующему) методу (догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалогические, игровые, поисковые, творческие и др.);
  • по направлению модернизации существующей традиционной системы (на основе гуманизации и демократизации отношений, природосообразные, авторских школ и др.);
  • по категории обучающихся (массовая, работа с трудными, одаренными детьми и др.).

Современной школе предлагается достаточно большое число технологий. В работе Т.К. Селевко описано свыше пятидесяти технологий, работа М.В. Кларина предлагает описание не менее двадцати современных технологий: технологиях обучения, воспитания, информационных, образования взрослых и др.

В каждом случае терминологически фиксируется конкретная специфика той или иной технологии, в частности:

  • продуктивной организации конкретного вида педагогической деятельности (технология обучения, воспитания, управления);
  • качественное своеобразие технологии, обусловленное особенностями предметной (научной) и социальной сфер, в которых она используется (информационные, коммуникативные, педагогические, социальные технологии);
  • степень активности субъектов образовательного процесса (интерактивные технологии);
  • вариант моделирования жизненных и профессиональных ситуаций (имитационные и неимитационные технологии);
  • меру новизны (инновационные технологии).

В.В. Гузеев в основе классификации образовательных технологий рассматривает технологические целевые установки, т.е. в педагогическом смысле – объекты присвоения.

Автор выделяет следующие образовательные технологии:

  • информационно-перцептивные;
  • информационно-деятельностные;
  • информационно-ценностные;
  • деятельностные;
  • деятельностно-информационные;
  • деятельностно-ценностные;
  • ценностные;
  • ценностно-информационные;
  • ценностно-деятельностные.

Таким образом, универсальной классификации образовательных технологий на сегодняшний день не существует.

Одной из важнейших составляющих профессионализма современного педагога, его профессиональной компетентности является технологическая культура педагога, позволяющая соотносить индивидуальные проявления профессионализма с контекстом мировой (национальной и др.) педагогической культуры (В.А. Сластенин).

Задача, стоящая перед каждым педагогом – выбор технологий, используемых в образовательном процессе, из их историко-культурного множества

В этом отношении следует помнить, что вряд ли целесообразно говорить о «плохих» или «хороших», «старых» или «новых»; «традиционных» или «инновационных» образовательных технологиях в целом.

Важен лишь правильный выбор, который должен основываться на том, насколько они адекватны конкретной педагогической ситуации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)