Когнитивное развитие в младенчестве

В первом полугодии жизни ребенка происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем, опережающее развитие двигательной системы. К одному-двум месяцам совершенствуется зрительное сосредоточение, становясь более длительным, возникает возможность прослеживать движущиеся предметы, появляется четкое видение мира, совершенствуется локализация звука в пространстве.

К трем месяцам формируется бинокулярное зрение, т.е. появляется способность воспринимать один и тот же объект двумя глазами сразу. В три-четыре месяца возникает реакция на новизну, выявляемая по длительности удержания взгляда на новом предмете. Ребенок начинает различать зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету.

Например, если ребенка трех-четырех месяцев кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Если детям показывали ряд квадратов, завершаемый параллелограммом, то на последний они смотрели гораздо дольше. Малыши различают предметы в вертикальном и наклонном положении, плоскостные и объемные изображения, выделяют голоса матери и отца из голосов незнакомых людей. Они могут уловить разницу между отдельными звуками, даже очень похожими.

В два — четыре месяца возникает способность зрительно предвосхищать информацию при ее актуальном отсутствии: дети предугадывают повторное появление предмета, скрывающегося за экраном, переводя взгляд на тот край экрана, из-за которого должен показаться предмет, и удивляясь, если в положенный момент предмет не появляется. Но примерно до пяти месяцев их не беспокоит, если с другой стороны экрана появляется совершенно новый предмет.
Дети старше этого возраста начинают волноваться не только, если с другой стороны экрана появляется новый предмет, но даже тогда, когда появляется тот же самый, но быстрее или медленнее, чем они ожидали. До пяти месяцев малыши также не пытаются искать предмет: складывается впечатление, что, как только он исчезает из виду, они сразу забывают о нем.
Между пятым и восьмым месяцами возникает способность к сохранению на некоторое время образа отсутствующего предмета и к организации поискового поведения. Дети этого возраста любят игры наподобие пряток. Однако в возрасте четырех — восьми месяцев ребенок находит предмет, если он закрыт платком лишь частично, и только после восьми месяцев он способен найти предмет, полностью закрытый платком.

Очень интенсивно развиваются у детей тактильные ощущения. В 10— 12 месяцев ребенок может опознать предметы, опираясь только на свое осязание, т.е. прикасаясь к ним, но не рассматривая, может различить на ощупь знакомые и незнакомые предметы

В возрасте между шестым и 12-м месяцами дети начинают действовать «понарошку», особенно если старшие им подают пример: они могут изобразить знакомые им действия (как они спят, едят, пьют).

Начинается в младенчестве и речевое развитие. Выделяются следующие этапы развития собственной голосовой активности младенцев:

  •  2— 3 месяца — возникновение первых спонтанных вокализаций: гуление, когда ребенок как бы играет с гласными звуками, поет («а-а-а», «о-о-о»); и гуканье (соединение согласных звуков, подобно кряхтению— «кхх»);
  • 6— 7 месяцев — появление эмоциональных возгласов, вскриков — коротких, эмоционально насыщенных звуков («а», «уу», «эа»);
  • 6— 8 месяцев — исчезновение вокализаций в моменты речевого общения со взрослыми;
  • 7— 8 месяцев — появляется лепет: звукосочетания, комбинация гласных и согласных звуков («дай-дай-дай», «та-та-та», «ма-ма-ма»);
  • 8— 9 месяцев — возникает усложненный лепет — звукосочетания родного языка, имитирующие речь;
  • 9— 12 месяцев — спонтанные вокализации сокращаются;
  • 10— 12 месяцев — появление первых слов. Первые слова, как правило, основаны на звукоподражании («бах» или «га-га-га») или представляют собой особые звукосочетания, понятные только мате­ри и ребенку и употребляемые в определенной ситуации, например «ка» — картинка, «гуг» — медведь.

Процесс овладения речью является результатом сложного взаимодействия общих когнитивных способностей ребенка, его специальных лингвистических способностей и речевого опыта.

Имеются убедительные доказательства того, что именно ситуация социального взаимодействия играет важнейшую роль в формировании механизмов первоначального понимания речи и активного проговаривания. Именно в «сотрудничестве» со взрослым ребенок делает важное открытие — о коммуникативной природе языка как средстве общения, сначала жестового, потом звукового.

К концу первого года жизни развитие механизма «совместного внимания» (тенденция матери и ребенка обращать взор на одни и те же предметы) приводит к тому, что дети начинают понимать значение указывающего жеста и могут посмотреть в указанном направлении, если кто-то использует его, вскоре после этого они начинают сами применять такой жест, когда возникает необходимость направить чье-либо внимание в нужную сторону.

Указательный жест, являющийся уникальной человеческой способностью, считается одним из важных показателей развития адресного общения, поскольку он позволяет выделить из окружающей обстановки объект, представляющий интерес как для себя, так и для партнера по обще­нию (Дж. Баттерворт, М. Харрис). Особенность первых слов состоит в том, что они носят характер указательных жестов (Л.С. Выготский).

Установлено, что существует взаимосвязь между способностью ребенка пользоваться указательным жестом и уровнем его речевого развития. Частота использования коммуникативных указательных жестов детьми в возрасте 9— 12,5 месяцев положительно коррелирует с объемом вербального лексикона, используемого ими в течение второго года жизни.

К концу первого года ребенок обычно понимает 10— 20 слов, произносимых взрослыми. Считается, что, когда количество понимаемых слов достигает 20— 30, ребенок начинает говорить сам. Речь младенца специфична по своей структуре, она состоит из обрывков слов, поэтому ее нередко называют «языком нянь», это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)