Когнитивные изменения в поздней взрослости

Изменение психических функций (внимание, память, мышление) в поздней взрослости выражается в уменьшении их эффективности, объема, активности. Одно из главных изменений заключается в снижении скорости выполнения физических и умственных операций. Это выражается в замедлении мыслительных процессов, особенно снижается скорость обработки информации, возрастает время реакции, нарушается моторика.

Восприятие в старости становится менее четким, и пожилой человек вынужден прибегать к воображению, чтобы расшифровать туманные образы восприятия, все это может привести, в конечном счете, к искаженному и неадекватному восприятию, к «обманам чувств» (Н .Ф. Шахматов).

Снижение функции внимания выражается в сужении его объема, затруднении сосредоточения (если существуют другие отвлекающие стимулы), распределения и переключения внимания, а также в появлении рассеянности.

Проблеме памяти в позднем возрасте уделяется значительное место в соответстующих исследованиях. Известная жалоба многих пожилых людей на то, что их память «уже не та, что была раньше», оказывается во многом справедливой. Общая тенденция состоит в ухудшении памяти в старости, несмотря на то, что какие-то ее составляющие сохраняются без изменений.

Большинство исследователей не обнаружило существенных различий в сенсорной и кратковременной памяти молодых и пожилых людей. Однако когда выдвигались какие-либо дополнительные требования (например, запомнить короткий список слов, одновременно решая, является ли простое предложение истиной или ложью), то влияние возраста в большинстве случаев становилось гораздо более заметным (Я. Стюарт-Гамильтон).

Что касается долговременной памяти, то различия между молодыми и пожилыми людьми были существенными. Причиной этих различий, как правило, служили отсутствие должной мотивации и практики в таких заданиях. Пожилые люди хуже запоминают бессмысленный материал, но склонны успешно запоминать то, что для них важно или может пригодиться в жизни.

Память на отдаленные события (память на неавтобиографические события, которые сопровождали жизнь человека) сохраняется у пожилых людей практически полностью. Однако известно, что пожилые имеют проблемы с воспроизведением деталей информации, они также хуже помнят источник какого-то события или фразы (кто что сказал) (Я. Стюарт-Гамильтон).

Уровень интеллектуальной деятельности (словарный запас, информированность и общая осведомленность) людей позднего возраста при нормальном старении не изменяется сколько-нибудь существенно, снижается лишь скорость умственной работы. Исследование абстрактного мышления обнаружило, что ответы пожилых и старых людей становятся более конкретными, менее обобщенными и точными.

Невербальный интеллект обнаруживает значительный спад в поздней взрослости. Таким образом, «текучий» интеллект ухудшается, в то время как «кристаллизованный» не поддается разрушительному воздействию времени, по крайней мере, он более устойчив.

Д. Векслер отмечает, что интеллект молодых не тождествен интеллекту старых, так как у первых он обозначает скорее умственную готовность, способность к обучению и решению новых задач, а у вторых — способность справляться с широким кругом знакомых задач на основе богатого жизненного опыта.

Интеллект старых людей является скорее тем, что на обыденном языке обозначается мудростью. В целом динамика познавательных функций в старости зависит от образования, здоровья, профессиональной деятельности, когнитивной тренировки, определяется всем образом жизни человека.

Исследование творческой продуктивности показывает, что у большинства людей творческие способности исчезают к 60 годам (Я. Стюарт-Гамильтон). Однако анализ творческой продуктивности высокоодаренных людей (Ренуар, Бах, Тагор, Кони и др.) обнаруживает иную закономерность — отсутствие спада в творческой деятельности.

Что касается роли творческих способностей в повседневной жизни, то имеются веские доказательства того, что занятия творчеством (например, живописью, сочинительством и т.д.) имеют большое значение для пожилых людей и рассматриваются как показатель высокого благополучия и самоуважения человека (Я. Стюарт-Гамильтон).

В поздней взрослости происходит определенное изменение интересов: сужение структуры интересов, замена профессиональных интересов другими. Г. Леман, например, отмечает, что для ученого в пожилом возрасте характерны интересы к религии, медицине, к обобщениям и теоретизированию (философии).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)