Клиника заикания

При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, ды­хание становится коротким, напряженным, сбитым, голос также Напряжен, отсутствует согласованность в работе артикуляции,

дыхания и голоса. Примечательно, что русский термин «заикание» происходит от слова «икать», т.е запинка, нарушающая плавность речи, воспринимается похожей на икоту. В других языках это явление обозначается как «спотыкание», «запина­ние» (ср. немецкое обозначение — stottenng, английское — stut­tering).

Речевые судороги локализованы по-разному. По месту прояв­ления они делятся на дыхательные, голосовые и артикуляцион­ные.

Это означает, что у одних заикающихся судороги в большей степени сосредоточены в мышцах губ и/или языке, у других — в голосовом аппарате, гортани, у третьих — в дыхательном отделе. Иногда охватывают все эти отделы приблизительно в одинаковой степени.

Тогда они обозначаются как смешанные — дыха­тельно-артикуляционные, артикуляционно-голосовые и прочие. Самыми тяжелыми являются дыхательные судороги, а среди них те, которые проявляются на вдохе.

Они обозначаются как инспираторные, в отличие от тех, которые делаются на выдохе и обо­значаются как экспираторные.

По характеру судороги делятся на клонические и тонические Клонические судороги проявляются в многократном повторе­нии какого-либо звука или слога, чаще всего в начале слова, на­пример, «п-п-п-папа» или «па-па-па-папа».

Тонические судороги проявляются в длительном напряжении мышц на каком-либо звуке или слоге. Речи в это время нет, но мимика напряженная (особая гримаса на лице), часто покраснение кожи лица, надува­ние жилок на шее.

Например, «п (пауза)… папа». Тонические судороги могут выступать в виде напряженного протягивания гласных звуков или добавления гласных в начале слова, напри­мер, «Ааа ..ня» (Аня) или «Ааа. кошка» (кошка)

Некоторые дети, пытаясь преодолеть запинку, начинают то­пать ногой, хлопать по бедру рукой, причмокивать и т.п., т.е. у них появляются сопутствующие движения. В начале эти движе­ния как будто помогают, но очень быстро переходят во вредную привычку и, не облегчая больше речь, делают картину заикания в целом еще более тяжелой.

Различным может быть и начало (дебют) заикания. В одних случаях запинки появляются внезапно. В других — заикание раз­вивается постепенно.

Сначала ребенок останавливается, «спотыкается», растягивает гласные. Значение того, каковы особен­ности дебюта заикания, еще не изучено полностью. Между тем это важно для определения методов лечения и его прогноза.

Существует понятие физиологического заикания, т.е. считает­ся, что каждый ребенок в определенный период речевого разви­тия допускает запинки, связанные с трудностями реализации речевого замысла во внешней речи («мысли обгоняют язык»).

Однако дифференциация таких трудностей и истинного заика­ния чрезвычайно сложна. Вследствие этого часто истинное за­икание «списывается» на физиологическое и своевременно не принимаются необходимые меры.

Нужно помнить, что особо опасным к возникновению заикания (сенситивным) является период жизни от 2 до 5 лет, хотя ин­дивидуально он может варьироваться от 1,5—2 до 6—7 лет. Если в это время не будет серьезных провокаций — испугов, тяжелых болезней, семейных драм и прочего, то нервный срыв может и не произойти.

В более позднем возрасте неустраненные вовремя запинки в речи подвергаются невротической переработке, возникает страх речи, который является основным препятствием к коррекции речевого акта Нередко, таким образом, следствие (невротиче­ская симптоматика) становится в патологическом синдроме бо­лее значимым, чем причина (дискоординационные нейромоторные сбои).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)