Клиническое юридическое образование в Великобритании

В отличие от американской модели английское юридическое об­разование является базовым университетским курсом, и в этом смысле оно ничем не отличается, скажем, от биологии или исто­рии. Для сравнения: в США студенты сначала получают четырех­летнее общее образование в колледже, а затем на протяжении трех лет изучают исключительно правовые дисциплины, т.е. юридическое образование считается “последипломным”. По истечении трех лет обучения в университете английские студенты получают степень бакалавра; многие (около трети) на этом останавливают­ся, не получая доступа к юридической практике. Остальные дол­жны принять решение о том, кем они хотят стать – барристером (т.е. судебным адвокатом) или солиситором (аналог юрисконсульта). Будущий барристер проходит специальный годовой курс. До недавнего времени это было возможно в Школе права судебных иннов в Лондоне, а теперь также в нескольких университетах. Будущий солиситор также обязан пройти особый годовой курс в одном из университетов или в Колледже права-специальном вузе для солиситоров. Но и это еще не все: барристер проходит годич­ную стажировку в барристерских бюро, а солиситор – двухгодичную в юридической фирме.

Первые юридические клиники появились в Великобритании в середине 70-х годов в университетах Ворвика, Кента и Политех­ническом институте Саут-Бэнк на волне леворадикальных настроений студенчества. Первоначально правовая помощь оказывалась студентами-добровольцами при неформальном содействии некоторых преподавателей. Вплоть до 90-х годов клинические методики преподавания оставались “на обочине” академической жизни юридических вузов, хотя интерес к ним не исчезал никогда. Перелом произошел в 90-е годы, когда в Университете Нортумбрии факультативный курс клинического образования был официально включен в программу практики. В 1996 г. в Великобритании было восемь клинических программ в рамках базового курса юридических факультетов, при этом лишь две из них основывались на регулярном приеме граждан.

Необходимо отметить, что в Великобритании довольно хоро­шо развита система бесплатной правовой помощи, поэтому кли­ники никогда не рассматривались как институт, призванный восполнить недостаток этой помощи. Кроме того, в связи с описанными выше особенностями системы юридического образования в Великобритании студенты английских юридических вузов сравнительно молоды и неопытны. Наверное, именно по этим двум причинам в клиниках уделяется большое внимание образователь­ным целям. В рамках клинических курсов не только осваиваются практические навыки, но и в некоторой степени изучаются вопросы материального и процессуального права.

Как уже отмечалось, первая клиника в Великобритании была создана в начале 70-х годов в Кентском университете. Одной из ее особенностей является то, что в ней отсутствует отдельный спе­циальный клинический курс, т.е. работа в клинике засчитывается студентам в рамках нескольких курсов по выбору. Кроме “‘общей'” приемной в клинике существует отдел по проблемам, связанным с правами лиц с психическими отклонениями и труднообучаемых. Университет обеспечивает клинику двумя помещениями, а также одним преподавателем, который работает юристом клиники на полной ставке. Два других преподавателя работают на полставки в качестве директора клиники и директора указанного отдела. Кроме того, к работе на добровольной основе привлекается более десяти местных практикующих юристов.

Клиника ведет прием по вечерам раз в неделю в двух местных общественных центрах (ближайший аналог в России, вероятно, дом культуры). Студенты проводят интервьюирование и наблюдают за консультированием, которое осуществляют юристы-во­лонтеры. Часто на этом работа с клиентом заканчивается, но во многих случаях студенты проводят аналитическую работу, ведут переписку от имени клиента, составляют те или иные документы и представляют интересы клиента в суде и других органах власти.

Рассматриваемые в клинике проблемы связаны в основном с правом социального обеспечения в широком смысле слова: это трудовые споры, вопросы, связанные с выплатой социальных пособий, семейно-правовые и жилищно-правовые споры, права потребителей, права лиц с психическими отклонениями, вопросы иммиграции, деликтных правонарушений и уголовного права.

Студенты выступают в специальных органах, рассматриваю­щих вопросы социального обеспечения, судах низшего уровня и так называемых промышленных судах.

В клинике Кентского университета уделяется большое внимание не только усвоению практических навыков, но и академическому аспекту работы в клинике, которая позволяет студентам анализировать реальное функционирование права в широком социальном и политическом контексте. Поэтому в рамках клинических курсов оценивается не только непосредственная работа студента по тому или иному делу, но и умение осмыслить полученный опыт. Итогом большинства курсов становится нечто вроде реферата о работе того или иного органа, об анализе законодательного акта. Руководство факультета позволяет участвовать в работе клиники практически всем желающим, однако не все они заканчивают клинический курс. Разумеется, это несколько снижает практическую пользу от такой работы для каждого отдельного студента, однако повышает общий уровень правовой культу­ры и социальной ориентированности студентов.

Наконец, клиника занимается просветительской работой и про­водит кампании в связи с теми или иными актуальными проблемами. В частности, клиника проводила кампании, касающиеся Закона 1993 г. об обжаловании решений иммиграционных служб и Закона 1994 г. об общественном порядке и уголовной юстиции: организовывала публичные дискуссии, а также участвовала в под­готовке демонстраций. Ежегодно соответствующий отдел клиники проводит конференции по проблемам защиты прав лиц с психическими отклонениями, привлекая к участию в них широкий круг лиц – юристов, психологов, чиновников и население.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)