Классификация субъектов финансового права

Как показывает практика, в настоящее время субъекты финансового права находятся в постоянном развитии. Их правовой статус постоянно меняется. К тому же существующие рыночные отношения оказывают воздействие на качественный состав и количество субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, с участием которых возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения.

Несмотря на множество субъектов финансового права, в юридической литературе нет единой классификации, которая давала бы полное представление об их многообразии.
Как правило, более подробной классификации и описанию их финансово-правового статуса подвергались субъекты, осуществляющие финансовую деятельность государства и муниципальных образований, или органы, имеющие право на проведение финансового контроля. В их числе выделяются представительные, исполнительные органы федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления.

Среди органов государственной власти выделяют органы общей компетенции: Федеральное Собрание, Правительство РФ и органы, обладающие специальной компетенцией по осуществлению государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Минфин России, Федеральное казначейство, ФНС России и др.

По сравнению с финансовым правом, классификация субъектов налогового права получила более детальную регламентацию. Интересен тот факт, что в литературе по финансовому праву социалистического периода авторы выделяли Советское государство, государственные предприятия и хозяйственные организации, учреждения, колхозы, кооперативные и другие общественные организации, а также граждан.

Существовала и другая классификация, согласно которой субъекты финансового права были поделены на три основные группы:

  • общественно- территориальные образования;
  • коллективные субъекты;
  • индивидуальные субъекты.

В настоящее время подробная классификация субъектов финансового права отсутствует не только в юридической литературе, но и в законодательстве.

Так, БК РФ (ст. 164) закрепляет в качестве участников бюджетного процесса федерального уровня: Президента РФ, Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, Банк России и др.

НК РФ (ст. 9) выделяет участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, к которым относит организации и физических лиц, в том числе контролирующие органы. Важным моментом является то, что Кодекс вводит относительно субъектов обобщающие понятия: «налогоплательщики», «налоговые агенты», «взаимозависимые лица» и т.п.

Закон о банках определяет состав банковской системы РФ: Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков (ст. 2). Вместе с тем помимо названных субъектов этот же нормативный правовой акт указывает и на такие субъекты, как союзы, ассоциации кредитных организаций (ст. 3), банковские группы и холдинги (ст. 4).

Закон о валютном регулировании в качестве субъектов валютных отношений называет уполномоченные банки, резидентов, нерезидентов (ст. 1). Пожалуй, деление всех субъектов (юридических и физических лиц) на резидентов и нерезидентов является единственной классификацией, законодательно закрепленной.

Вместе с тем классификация субъектов финансового права имеет важное юридическое значение, так как:

  • может дать исчерпывающее представление обо всех субъектах;
  • позволит определить все их разновидности (виды, группы);
  • сделает возможным четкое определение правового статуса публичных субъектов, той или иной организации, а также правового положения физических лиц.

В современный период традиционно все многочисленные субъекты права подразделяются в юридической литературе на два вида: индивиды (физические лица) и организации, в том числе государство. Однако не- достатком такой классификации является то, что она не охватывает всего многообразия субъектов. К тому же существенным упущением такой классификации следует признать отсутствие публичных субъектов.

Наиболее прогрессивным в этом плане является гражданское законодательство. ГК РФ закрепляет следующие виды субъектов:

  • граждане — физические лица (гл. 3);
  • юридические лица (гл. 4);
  • Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Практика показывает, что самый распространенный вид субъектов — это организации. Они весьма многочисленны и неоднородны. Это государственные и частные предприятия, отечественные и иностранные фирмы и компании, банки и иные коммерческие структуры, предпринимательские союзы и ассоциации, аудиторские фирмы, общественные объединения и др. К особому виду организаций можно отнести публичные образования,
в том числе и суверенное государство в целом.

Публичные образования (Российскую Федерацию, ее субъекты, муниципальные образования) ученые справедливо относят не только к организациям, но и к коллективным субъектам, а также к социальным сообществам. Помимо перечисленных субъектов социальными общностями при- знаются народ, нация, население определенного региона или населенного пункта, трудовой коллектив.

В современной юридической литературе субъекты российского финансового права принято делить на следующие группы:

  • государственно-территориальные и муниципальные образования, административно-территориальные образования;
  • коллективные субъекты;
  • индивидуальные субъекты.

В свою очередь, каждая группа может быть подразделена на более мелкие подгруппы.
Однако при таком разграничении отсутствует основание, в силу которого осуществляется деление на таковые, и субъекты воспринимаются как данность. Еще одним недостатком этой классификации является ее про-

стота. Она не раскрывает всего многообразия субъектов финансового права и не учитывает последних новаций в доктрине финансового права. Чтобы детально разобраться в исследуемом вопросе, обратимся к классификации, предложенной А. И. Худяковым1. Он считает, что в основу разграничения одного вида субъектов финансового права от другого должен быть положен признак юридического неравенства. В связи с чем субъекты могут быть:
1) управомоченными и 2) обязанными. В качестве обязанных выступают любые субъекты финансового права. Управомоченным субъектом, помимо государства, может быть территориальное образование в лице его органа (органов).
Вместе с тем более глубокий анализ финансового законодательства, научной литературы, статистических данных, а также судебной практики позволяет говорить о том, что самым главным показателем, который не- обходимо учитывать при делении субъектов финансового права на виды, должна стать «разная степень заинтересованности» при осуществлении пу- бличной финансовой деятельности. При этом воля и волеизъявление по за- щите («лоббированию») публичных интересов тоже играют немаловажную роль. Следовательно, все субъекты финансового права по этому основанию могут быть разделены на активные и пассивные субъекты.

В качестве активных субъектов выступают публичные образования и административно-территориальные образования (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, административно-территориальные образования особого режима), так как у них самая высокая степень такой заинтересованности.

Они могут быть подразделены на два подвида:

  • Российская Федерация, субъекты РФ (т.е. Российское государство);
  • муниципальные образования.

Правоотношения с участием таких субъектов связаны с выпуском об- лигаций государственного и муниципального займов, выделением бюд- жетных ассигнований для реализации социальных, экономических про- грамм и т.д. Нередко в юридической литературе публичные субъекты рас- сматриваются с указанием на те или иные органы государственной власти и местного самоуправления как представительные, так и исполнительные. К этой же группе относятся коллективные субъекты: органы государствен- ной власти федерального и регионального уровня как представительные, так и исполнительные, органы местного самоуправления.
В качестве самостоятельного субъекта финансового права можно вы- делить Президента России, который согласно Конституции РФ (ст. 80) является главой нашего государства, что связано с реализацией его полно- мочий, в том числе и в финансовой сфере3.
Дефиниция «президент» имеет латинское происхождение (praesidens), буквальный перевод означает «сидящий впереди». Если вспомнить некото-

1 См.: Худяков А. И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы : Баспа, 2001. С. 184.
2 См.: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
3 См.: гл. 4 (ст. 80—93) Конституции РФ.

рые факты, то можно сделать вывод, что первоначально президентами на- зывались лица, председательствующие на народных собраниях в Древней Греции. Гораздо позже, с XVIII в. термин стал применяться в отношении глав государств с республиканской формой правления. В настоящее время можно констатировать, что «более 130 стран имеют в своей государствен- ной системе пост президента»1.
Глава государства может выполнять различные функции. Интересен тот факт, что глава государства может принадлежать ко всем трем ветвям вла- сти (как в Великобритании), только к исполнительной (США) или не при- надлежать ни к одной из них (Германия, Италия).
В нашей стране институт президентской власти имеет сравнительно ко- роткую историю. Впервые пост президента в России был учрежден обще- народным референдумом в апреле 1991 г.
В субъектах РФ и муниципальных образованиях в качестве особых субъектов финансового права можно выделить глав администраций, кото- рые выполняют исполнительно-распорядительные функции от имени этих субъектов.
В дополнение к изложенному необходимо добавить, что в юридической литературе встречается точка зрения, согласно которой к субъектам фи- нансового права относятся судебные органы2.
Особое место в этой системе отводится Конституционному Суду РФ как судебному органу конституционного контроля, так как он решает ис- ключительно вопросы права3 и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фак- тических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или органов.
К пассивным субъектам финансового права относятся некоторые орга- низации (т.е. коллективные субъекты) и индивидуальные субъекты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)