Классификация международных правительственных и неправительственных организаций

Классификация международных правительственных организаций

Основными критериями классификации могут служить следующие свойства: порядок формирования (открытые и закрытые), по полномочиям относительно государств-членов (межгосударственные и надгосударственные), по географическому охвату (универсальные, региональные, внерегиональные/межрегиональные).

Самым важным критерием является функционал организации:

  1. Организации общей компетенции — универсальные организации, не имеющие узкой специализации, и осуществляющие целый комплекс функций в различных сферах (например, ООН).
  2. Организации специальной компетенции — организации, сосредотачивающие свою работу в конкретной сфере, подразделяются на целевые и осуществляющие техническую координацию.

Неправительственные международные организации

В большинстве своем МНПО представляют собой форму институтов гражданского общества, действующую на международной арене.

Тем не менее, также возможны МНПО, сформированные на основе политико-идеологических целей. Вследствие чего могут выстраиваться сложные каналы финансирования и координации с участием социальных групп и государственных акторов (выступающих в качестве источников финансирования и обеспечивающих социальный заказ), МПО и МНПО (играющих роль агрегаторов), а также МНПО и местных институтов гражданского общества (в качестве эффекторов).

Анализ структуры МНПО:

  1. Определение функционального профиля (агрегатор, агент, смешанный тип).
  2. Определение источников финансирования. Выделение доминирующих способов обеспечения (целевое «со стороны», собираемое «снизу»).
  3. Структура МНПО. Структура может рассматриваться в горизонтальной плоскости (географическая локализация: штаб-квартира, филиалы, и т. п.), и в виде вертикальной иерархии (функциональные органы).

Управленческий элемент

Стандартная конфигурация — треугольник периодически собираемого представительного коллегиального органа, принимающего ключевые стратегические решения, постоянного исполкома, осуществляющего и реализацию, и лидера, выполняющего представительские функции.

Если организация достаточно большая, то первые два института будут повторяться на локальном уровне. Также управленческий элемент может включать в себя систему секретариатов, обеспечивающих техническую сторону процесса управления.

Обеспечительный элемент

Интересно
Формируется на основе каналов финансирования. Если финансирование идет со стороны, то это ведет к формированию ревизионных структур (институт наблюдателей, экспертные советы, и т. д.), если же финансирование осуществляется снизу — то требуется разветвленная низовая инфраструктура для взаимодействия с широкими массами (или же, как минимум, PR-отдел для информирования широких слоев населения и обеспечения притока пожертвований).

Рекрутинг

Работа с волонтерами, поиск специалистов — все это также требует выделения специализированных структур.

Целевой элемент

Органы и институты, необходимые для реализации практических задач организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)