Классификация методов товароведения

Согласно Российскому энциклопедическому словарю, метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи: совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

В философии метод – это способ построения и обоснования системы философского знания

В товароведении и товароведной деятельности наряду с собственными методами (например, органолептическими, экспертными и измерительными методами определения значений показателей качества) применяются и методы, применяемые в естествознании.

М.А. Николаева подразделяет методы товароведении на три группы: теоретические, эмпирические и практические. В свою очередь, каждую группу методов делит на виды. А в зависимости от характера деятельности – на последовательные действия (например, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы – операции (анализ, синтез, сравнение и др.).

Методы-действия, по М.А. Николаевой, – это совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности либо достижения конкретного результата.

Методы-операции – конкретные приемы деятельности. Например, маркирование как метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста маркировки, выбор его носителя, нанесение текста на носитель или товар, прикрепление (приклеивание) носителя на товар.

Характерным признаком методов-действий считается наличие конкретной цели (например, цель маркирования – идентификация и доведение товарной информации до заинтересованных лиц).

Интересно
Теоретические методы – методы, основанные на мыслительных действиях и/или операциях в целях познания и/или исследования действительности. К ним относятся анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.

К теоретическим методам М.А. Николаева относит анализ, синтез, обобщение и систематизация, построение гипотез, научное обоснование фактов.

Анализ – это мысленное или реальное расчленение исследуемого объекта (товара, технологического процесса и т. п.) на составные элементы. Анализ неразрывно связан с синтезом, т.е. соединением элементов в единое целое. В товароведении – это один из наиболее распространенных методов познания товара как объекта, обладающего совокупностью физических, химических, физико-химических и анатомо-морфологических свойств.

Сравнение – метод-операция, основанный на сопоставлении объектов для выявления общности и различия между ними. При использовании этого метода важное значение имеют признаки сравнения, которые и определяют возможные отношения между объектами.

Сравнение может осуществляться по одному или нескольким признакам. Сравнивать следует только однородные объекты, имеющие общие признаки и составляющие определенную классификационную группировку.

Анализ, сравнение и сравнительный анализ неразрывно связаны с синтезом. Товароведная характеристика любого товара является результатом синтеза различных его свойств.

Систематизация – метод, основанный на построении единой системы характеристик объектов и связанных с ними процессов

С помощью этого метода обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необходимого и достаточного для достижения определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь. Метод систематизации положен в основу таких широко применяемых в товароведении методов, как классификация и кодирование.

Интересно
Эмпирические методы – методы, основанные на познавательных действиях и операциях с использованием средств измерений (технических устройств или органов чувств) для определения действительных значений характеристик исследуемых объектов.

Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и биологической природы товаров. В зависимости от используемых технических средств измерения экспериментальные методы подразделяются на: измерительные, органолептические, регистрационные и социологические.

Измерительный метод – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений.

Органолептический метод – метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот метод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение.

Регистрационный метод – метод, основанный на наблюдениях и учете определенных объектов (товаров, процессов и услуг) и их характеристик

Социологический метод – метод, основанный на проведении опросов с помощью специально разработанных анкет. Он находит широкое применение для выявления запросов потребителей в отношении определенных товароведных характеристик, мнений и оценок экспертов.

Практические методы – методы, основанные на технологических действиях и операциях, предназначенных для определения характеристик товара (качества, количества, товарной информации) и обеспечения их сохранения при товародвижении. К практическим методам относятся методы контроля качества, хранения, транспортирования, товарной обработки и др. Некоторые практические методы одновременно являются и эмпирическими.

В практической деятельности товароведа широко используются технологические методы хранения, осуществление которых входит в должностные обязанности товароведов (например, выбор и заявка техническим службам на обеспечение оптимального режима хранения, контроль за режимом хранения и качеством товаров и т. п.). В отношении других технологических методов товароведы проводят лишь контроль за соответствием конечных результатов этих методов, осуществленных другими лицами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)