Классификация гипертекстов

Удобную классификацию гипертекстов мы встретили в уже упо­минавшейся сетевой публикации Михаила Визеля «Поздние романы Итало Кальвино как образцы гипертекста».

Попытка классифицировать гипертексты выглядит следующим образом.

Художественные/нехудожественные. Как и абсолютное большин­ствообычных текстов, большинство гипертекстов не является худо­жественными. Это справочники, телефонные книги, инструкции поль­зователя, построенные по принципу: для такой-то операции смотри такую-то страницу, при такой-то неполадке смотри такую-то страни­цу, если неполадка не устраняется, смотри дальше такую-то страницу (наглядным примером такого гипертекста является справочная сис­тема в ОС Windows), и, разумеется, энциклопедии.

Изолированные/сетевые. Один из первых художественных гипер­текстов — «После полудня» (Afternoon) Майкла Джойса (Michael Joyce) продается в виде компакт-диска. Понятно, что он пределами этого диска и ограничивается и что его может в каждый момент читать только один человек, сидя перед монитором.

Но существуют гиперроманы, «живущие» в сети, которые, во-первых, доступны одновременно многим пользователям, а во-вторых, могут объединяться в целые сайты подобных себе произведений. Тако­вы, например, упоминавшийся уже «Электронный Лабиринт», «East-gate» или циклопический проект Михаила Эпштейна «Книга книг». М. Эпштейн пытается собирать идеи ненаписанных книг, чтобы ими мог воспользоваться любой желающий.

Только чтение/чтение с комментариями/чтение-письмо. «Чтение скомментарием» — наиболее часто встречающийся вид размещения произведений в сети. Читателю-зрителю (речь идет не только о тек­стах, но и о картинах, фотографиях, звуковых фрагментах и т.д.) пре­доставляется возможность в специальной «гостевой книге» выразить свое восхищение, несогласие и другое мнение.

Часто посещаемые «гостевые книги» некоторые склонны рассмат­ривать в качестве нового вида искусства — так называемой сетературы. Чтение-письмо — это постоянно развивающиеся сетевые проекты.

Проекты одного автора/проекты с возможностью коллективного творчества. Проект одного автора предполагает, что доступ (к сайту) защищен и доступен только самому автору или с его ведома. Понят­но, что таковы все гипертексты, выходящие на компакт-дисках.

В сети к ним можно отнести, например, «Набережную Житинского» — сайт, на котором петербургский писатель А.Н. Житинский размеща­ет свои произведения, снабжая их густыми перекрестными ссылками и создавая таким образом из них гипертекст.

Доступ к «многоавторным» проектам обеспечен всем желающим. Наиболее удачным из таких проектов на русском языке представля­ется «Сад расходящихся хокку» в Журнале. Ру. Нередко чисто автор­ские гипертексты усложняются введением подставных авторов — созданных автором виртуальных персонажей, имеющих свой вполне отдельный голос.

Аксиальные/дисперсные. Аксиальными называются сочинения, ко­торые, не имея сквозного сюжета, тем не менее с трудом поддаются комбинированию, т.е. имеющие магистральный, «книжный» прин­цип построения. Таков, если рассматривать его как гипертекст, «Де­камерон». Аксиальные гипертексты служат как бы связующим зве­ном между классической «гутенберговой» книгой и собственно ги­пертекстом, дисперсным по своей природе.

Дисперсные гипертексты не имеют четко выраженной повество­вательной оси, не имеют ни начала ни конца, в них можно «войти» с любого места. Этот пункт классификации наиболее условен. Следует говорить скорее не о двух типах, а о двух осях системы координат, между которыми размещается тот или иной конкретный гипертекст.

Эту классификацию интересно соотнести с классификацией се­тевых изданий, представленной в предыдущей главе. Ее также можно использовать в целях оценки гипертекстуальности того или иного журналистского ресурса.

Ясно, что негипертекстуальная веб-журналистика эффективно существовать не может. Отсутствие гипертекстуальности — одна из причин неуспеха сайтов, размещающих клоны бумажных изданий. Проектируя новое или осуществляя экспертную оценку существую­щего веб-издания, следует воспользоваться описанными свойствами гипертекста как критериями и проанализировать издания по крите­рию «гипертекст — плоский текст».

Чем больше гипертекста в веб-издании, тем оно популярнее и успешнее.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)