Коммуникация в явлении постмодернизма

Постмодернизм стал философским понятием после выхода в свет и широкого обсуждения книги французского философа Жан-Франсуа Лиотара «Постмодернистский удел», в которой он критико­вал понятие метарассказа, или метаистории, т.е. власти единой пове­ствовательной стратегии, парадигмы — научной, философской или художественной.

Непосредственными предшественниками постмодернизма явля­ются постструктурализм и деконструкция как философский метод. Они чрезвычайно близки основным установкам постмодернизма — постструктурализм и деконструкция свели историю к философии, а философию к поэтике. Главный объект постмодернизма — Текст с большой буквы.

Постмодернизм явился проводником нового постиндустриально­го общества и, очевидно, предвестником информационного общест­ва. В новом обществе самым ценным товаром становится информа­ция, а прежние экономические и политические ценности — власть, деньги, обмен, производство — деконструируются.

Постмодернизм в какой-то степени — это порождение идеи, что все слова уже сказаны, следовательно, каждое слово, даже каждая буква — это цитата. Эта идея получила выражение в так называемом принципе «культурной опосредованности».

Иными словами, инфор­мация или сообщение, доставляемое потребителю, не имеет какой-либо самостоятельной ценности, поскольку является всего лишь комбинацией цитат. Имеют значение только сам факт этого сообще­ния и возникшая при этом коммуникация.

Другой фундаментальный принцип постмодернизма — отказ от ис­тины. Истина — это просто слово, которое означает то, что означает в словаре. Важнее при этом — не значение этого слова, а его смысл, его этимология, то, как оно употреблялось раньше.

«Вполне соглашаясь с Витгенштейном, что истина — это слово, которое не имеет иного смысла, нежели тот, что это слово означает, и решительно не соглаша­ясь с марксизмом, утверждающим, что истина исторична, постмодер­нисты видят ее только как слово, как элемент текста, как в конце кон­цов сам текст. Текст вместо истории. История — не что иное, как ис­тория прочтения текста».(Пятигорский, 1996).

Рассказывание историй (stories) — одна из главных мифологем постмодернизма. Даже предста­вители естественных наук, таких, как физика, рассказывают истории о ядерных частицах. Смысл этого высказывания согласуется с тем, что говорят философы-физики о зависимости эксперимента от экспери­ментатора и т.п.

Интересно, что русское слово со-общение понимается чаще как передача информации, хотя его этимология (совместное общение) бо­лее подходит к смыслу слова коммуникация. Коммуникация — это сво­его рода одновременное рассказывание истории и проживание в ней.

В этом рассказе не существует проблемы истины, ибо истинно само по себе со-бытие, в котором происходит рассказывание и развертывание истории. Понятно, что в таком понимании коммуникации нет воз­можности делать допущения о ее односторонности, вещательности.

Здесь диалог и интерактивность, продуктом которого является само по себе событие коммуникации. В этом пункте важнейшее отличие по­стмодернистского понимания массовых коммуникаций от предшест­вующих методологических подходов. Именно это отличие позволяет исследовать современное телекоммуникационное пространство, инте­рактивное по своей сущности, как массовую коммуникацию, а не только как одно из средств массовой коммуникации.

Другим аспектом, делающим постмодернизм удобным теоретико-методологическим инструментом для исследования массовых ком­муникаций, является его особое отношение к понятию «текст». Пост­модернизм первым заявил о том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, точнее, он создает множество реальностей.

Текст порождает полионтологическую конструкцию, состоящую из множества виртуальных реальностей — со-бытий, которые описы­ваются в со-общении-истории. Любая рассказываемая история-сообщение — это опять история создания и интерпретации текста. Множественность реальности отражается в тексте же, следовательно, тут не просто текст, а гипертекст.

Понятие «гипертекст» является клю­чевым как для телекоммуникационных средств, так и для культуры постмодернизма в целом. Гипертекстовый способ представления ин­формации (WWW, например, это не что иное, как глобальный гипер­текст) превратился из технического средства в онтологический прин­цип, так как уже реальность и действительность открываются как гипертекст.

Американский писатель Р. Федерман опубликовал роман в 1976 г., который можно читать (он так и называется — «На ваше усмотре­ние») с любого места, в любом порядке и последовательности по же­ланию читателя.

Постмодернизм, являющийся на сегодняшний день базовой куль­турной парадигмой современной цивилизации, диктует свои правила формирования сообщений и их интерпретации, так как с постмодер­нистских позиций все, принимаемое за действительность, на самом деле лишь представление о ней, зависящее от точки зрения наблюда­теля, смена которой ведет к кардинальному изменению самого пред­ставления.

Восприятие человека объявляется обреченным на «мультиперспективизм: на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании не дающих воз­можность познать ее сущность»

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)