Классическое направление экономической мысли

XVIII столетие – время наибольшего развития мануфактурного производства (возник рынок труда, сформировалась свободная конкуренция, на смену торговому капитализму пришла эпоха промышленного капитализма). Поэтому не случайно на смену прежним экономическим учениям приходит так называемое «классическое» направление.

Особенность данного направления в том, что оно оформляется одновременно в двух странах Англии и Франции и представлено двумя школами:

  • школой физиократов (Франция). Представители: Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго.
  • школой «классической политэкономии» (Англия). Представители: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо.

Основные идеи данного направления можно представить в виде трех «фундаментов».

Фундаментальная идея данного направления – идея естественного экономического порядка. В свою очередь, естественный порядок – это состояние, в котором формируется условие экономической свободы (при соблюдении принципа «laissez faire»).

Формулировка принципа, принадлежит Гурнэ, который якобы заметил: «Laissez faire, laissez passer» («Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом»).

Следовательно, экономический порядок существует не благодаря регуляции государства (общественного договора). Он формируется спонтанно, как результат действия объективных экономических законов.

Другой составляющей классического направления экономической мысли является требование соблюдения в экономической политике государства принципов экономического либерализма. Государство должно проводить политику свободной торговли. Иначе говоря, минимализировать участие государства в перераспределении общественного богатства. Эти идеи наиболее четко сформулировал А.Смит.

Третья идея – концепция экономического человека. «Разумного эгоиста» (А. Смит). Такой человек старается больше получить и меньше затратить. Следовательно, экономя свои усилия, он достигает максимальной прибыли. Этим он экономит ресурсы (свои и ресурсы общества).

Предприниматель, как считали сторонники этой концепции, должен покупать товар, который лучше всех удовлетворяет потребности покупателя.

Следовательно, этим качеством он указывает, что необходимо производить, как и в каком количестве. Эта ясность позволяет сделать взаимоотношения на рынке ясными и понятными и для производителя, идля покупателя, и для продавца.

Отношения между ними становятся долговременными, следовательно, предсказуемыми и рациональными, т.е. упорядоченными. Так формируется рыночный механизм (со своей логикой и направленностью). Помешать формированию этого механизма может только вмешательство государства.

Поэтому нужно исключить такого рода вмешательства или минимизировать их. А. Смит саркастично констатировал, что «государство в экономике выполняет роль ночного сторожа».

Четвертая идея – перенесение внимания со сферы обращения на сферу производства. Поведение производителя и есть главный элемент анализа.

Необходимо отметить, что для представителей школы физиократов источником богатства является земля (сельское хозяйство).

Название «физиократия» происходит от греческого «physis» – природа, «kratos» – власть (власть природы). Представители данного направления считали, что развитием управляет принцип естественного порядка.

Основателем данного направления являлся Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). Он известен рядом статей в «Энциклопедии» Дидро и д’ Аламбера («Население», «Зерно», «Налоги», «Фермеры»), исследованием «Экономическая таблица» (1758 г.) и др.

Он разработал теорию «чистого продукта» и полагал, что таковой может быть создан только в земледелии. (Здесь действует «даровая» сила природы, которая не требует возмещения). Именно в сельском хозяйстве действует правило прироста стоимости, а в промышленности, как считали «физиократы» этого нет. Здесь происходит сложение созданных стоимостей. Поэтому «физиократы» предлагали заменить все существующие налоги земельным налогом.

Ф. Кенэ создал «экономическую таблицу», в которой показал, как продукт производится и распределяется между сословиями. Ф. Кенэ является создателем идеи взимания подоходного налога, полагая, что налоги необходимо собирать только с классов, присваивающих чистый продукт.

«Чистым продуктом» он называл избыток сельскохозяйственной продукции, который образуется за вычетом всех издержек его производства.

Современное ему общество он делил на три класса:

  1. Производительный класс (земледельцы, создающие чистый продукт).
  2. Класс собственников (получатели чистого продукта).
  3. Класс бесплодный (люди, не относящиеся к земледелию, ремесленники и т.д.).

Таблицу Ф. Кенэ принято считать первой попыткой макроанализа. Еще одним автором данного направления был Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781 гг.). Главные работы: «Размышление о создании и распределении богатств» (1766 г.), «Ценности и деньги» (1769 г.). Он занимался исследованием в области рыночных отношений, свободы конкуренции и свободной торговли.

Интересно
Представители школы классической политэкономии (У. Пети, А. Смит, Д. Риккардо) видели источник богатства во всей производственной сфере (промышленность, сельское хозяйство, строительство). Они связывали возможности его создания с уровнем развития техники, технологий, профессиональных навыков и т.д.

Непосредственно к богатству они относили, кроме прочего, деньги и накопленное имущество. Например, Уильям Петти подсчитал все богатство Ирландии и т.д.

Важным фактором роста богатства А. Смит считал разделение труда, которое достигает своего совершенства в мануфактурной системе. Условием роста он называл «отсутствие всяческих стеснений в производстве и торговле».

Современное общество А. Смит считал «великим меновым союзом», противопоставляя эту идею идее торговых войн. В последних (торговых войнах) он обвинял меркантилистскую систему.

Значительный вклад в развитии экономической мысли внес Адам Смит. Он исследовал теорию ценности товара. А. Мит указывает, что термин «ценность имеет два различных значения: иногда она означает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, какую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной ценностью, вторую – меновой ценностью».

В то же время попытку связать меновую ценность товара с его потребительной ценностью он отрицает.

В качестве примера А. Смит приводит алмаз, который «почти не имеет никакой потребительной ценности», но имеет высокую меновую ценность. Вода же, напротив, имеет высокую потребительную ценность, но не имеет меновой ценности. Эти примеры вошли в историю экономической мысли как «парадокс воды и алмаза».

Меновая ценность товара в первобытном обществе определялась соотношением затрат труда. Предположительно: если убить бобра можно за два часа, а оленя – за час, то «один бобр должен естественно обмениваться на два оленя».

В современном обществе, где разделение труда обеспечивает его экономию, действует другое правило обмена – меновая ценность определяется соотношением не затраченного, а покупаемого труда (т.е. в определении цены товара участвует и покупатель).

А. Смит создал учение «о доходе», в котором «он понимает, что чистый доход представляет собой разницу между совокупным доходом и расходами на основной и оборотный капитал.

Во-вторых, чистый доход делится на 3 части:

  • зарплату;
  • земельную ренту;
  • прибыль.

Ссудный процент в его схеме не участвует, поскольку он вторичный доход, выплачиваемый из прибыли.

Соответственно доходам выделяются три основных класса:

  • рабочие;
  • землевладельцы;
  • капиталисты-предприниматели.

В-третьих, он считает, что цена товара слагается из этих трех доходов.

Может показаться, что необходима еще четвертая часть для возмещения капитала фермера, то есть для возмещения снашивания его рабочего скота и других хозяйственных орудий. Но надо иметь в виду, что цена любого хозяйственного орудия, хотя бы рабочей лошади, в свою очередь состоит из таких же трех частей: из ренты на землю, на которой она была вскормлена, из труда, затраченного на уход за ней и содержание ее, и прибыли фермера… в целом цена все же сводится непосредственно в конечном счете к тем же трем составным частям: ренте, заработной плате и прибыли» («Догма Смита»).

А. Смит делит труд на:

  • производственный (обменивается на доход);
  • не производственный (труд слуг, духовенства и военных).

Не производственный труд А. Смит считает необходимым сокращать, поскольку он не приносит возможности накопления капитала. А. Смит считается создателем «теории естественной и рыночной цены». Естественная цена – это усредненная для данной местности величина, в которой зарплата, прибыль и рента присутствуют по некоторым естественным нормам оценки труда, капитала и земли.

Рыночная цена зависит от того, насколько предложение товара отклоняется от естественного спроса.

Иначе говоря, от того количества товара, которое покупается по естественной цене.

А. Смит создал модель свободной конкуренции, исследовал монопольные рынки, ввел в научный оборот понятие монопольной цены и различал естественную монополию, связанную с владением редкими ресурсами или какими-то производственными секретами, и искусственную монополию (привилегию государства).

Давид Рикардо продолжил дело А. Смита. Главная работа «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.). Д. Рикардо считают основателем «трудовой теории стоимости», теория дифференциальной ренты и принципа сравнительного преимущества.

Дифференциальная рента – это разность между затратами труда на худших землях (по которым определяется цена хлеба) и затратами труда на лучших и средних участках.

При вовлечении в оборот худших участков земли рентный остаток растет.

Д. Рикардо указывает: «Не потому хлеб дорог, что платится рента,а рента платится потому, что хлеб дорог».

Принцип сравнительного преимущества Д. Рикардо продемонстрировал на примере Англии и Португалии. Оба государства производят сукно и вино. Абсолютные затраты труда на производство каждого из этих товаров в Португалии выше, чем в Англии. Д. Рикардо доказал, что «нужно принимать во внимание не абсолютные затраты, аотносительные.

Если трудозатраты на производство единицы сукна в Англии составляют 0,6 от трудозатрат на производство единицы вина, а в Португалии – 0,9, то Англия имеет сравнительное преимущество в производстве сукна, а Португалия – в производстве вина».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)