Католицизм

Богатый опыт решения острых проблем, порожденных современной индустриальной экономикой, имеется у Католической церкви. Ее отношение к хозяйственно-экономической деятельности органически связано с социальной доктриной, берущей свое начало от энциклики папы Льва XIII «Рерум новарум» (1891).

Католическая церковь исходит из общечеловеческого характера нравственных, этических норм: из признания человеческой личности высшей ценностью в мире, свободы и достоинства человека, его ответственности за свои дела, солидарности между людьми.

Труд в католическом сознании неотделим от человека и принадлежит полностью тому, кто выполняет его и чьим достоянием он является. Труд есть также призвание каждого человека. Человек выражает себя в труде и самоосуществляется в своей трудовой деятельности. Эти положения энциклики «Рерум новарум» были развиты в дальнейшем, в частности, в энциклике папы Иоанна Павла II «Лаборем экзерценс» и его окружном послании «Центезимус аннус», посвященном столетию «Рерум новарум». В них отражаются современные взгляды руководства Католической церкви на проблему труда, экономики и предпринимательства.

Оценивая предпринимательскую деятельность, папа подчеркивал ее положительные стороны: старание, усердие в труде, осмотрительность перед лицом разумного риска, заслуженное доверие и верность в межличностных отношениях, энергию в претворении в жизнь трудных и мучительных решений, которые необходимы для совместного труда предприятия для преодоления возможной неблагоприятной ситуации.

Источником данных позитивных аспектов предпринимательства, и это, пожалуй, самое главное и ценное, является свобода человеческой личности, выражаемая в хозяйственно-экономической, как, впрочем, и во многих других сферах деятельности человека. В послании подчеркивается, что в настоящее время решающим фактором производства становится сам человек, его способность к познанию, организаторской работе и его понимание нужд других людей.

Старые формы русского сектантства и старообрядчество

Стремление к предпринимательству было характерно и для старых форм русского сектантства (скопцы, духоборы, молокане), последователи которых были заинтересованы в развитии товарно-денежных рыночных отношений, хотели свободы хозяйственной деятельности, денежного и имущественного благосостояния. Среди скопцов нередко встречались банкиры и собственники меняльных контор, среди духоборов и молокан – крупные землевладельцы, скотоводы, торговцы, руководители и владельцы мелких заводов, промысловых артелей, мастерских.

Не менее высоким был престиж труда и хозяйственно-экономической деятельности у старообрядцев, с глубоким уважением относящихся к предпринимательству, которое в сознании сектантов получает полное моральное оправдание и санкционируется именем Бога.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)