Йиппи: анархическая контркультура

Самой диковинной, радикальной и недолгой среди молодежных субкультур в США считается движение йиппи (Yippies). По своей направленности – не просто неприятие, а активное отторжение буржуазной культуры, – и по формам проявления йиппи относят не к субкультурам, а к контркультурам.

Об этом косвенно свидетельствует и то обстоятельство, что истоки еще одной, компьютерной, контркультуры, а именно современного хакерского подполья, специалисты видят в движении йиппи.

Йиппи происходит от названия <Международная Молодёжная Партия> – Youth International PartY. По существу, это такой же акроним, как и созвучный с ним <яппи> (Young Urban Professionals).

Новую организацию в январе 1968 г. создали Эбби Хоффман и Джерри Рубин в Вашингтоне. Одним из основателей йиппи является видный поэт Ален Гинзберг, который позже отошел от движения.

По воспоминаниям А.Гинзберга термин “йиппи” служил скорее неким приколом, чем акронимом или аббревиатурой. Само слово относилось к “Yipsels” – социалистической группе, к которой принадлежала в молодости его мать.

Приверженцев новой партии власти обвиняли в учинении многочисленных беспорядков, сюрреалистическом эпатаже публики и политическом озорстве и приверженности анархизму, а учащаяся молодежь боготворила за то, что те не побоялись выразить в радикальной форме мысли и настроения, которые разделяют многие.

Действительно, еще до официального провозглашения своей партии, а именно в 1967 г. Э.Хоффман (тогда он состоял в движении так называемых диггеров) эпатировал публику тем, что стал разбрасывать с верхнего яруса Нью-Йоркской биржи пачки долларов, а приглашенные им фотокорреспонденты запечатлевали, как брокеры, отталкивая друг друга, в суматохе ловили порхающие банкноты.

Памятными политическими акциями йиппи стали массовые демонстрации левой молодежи в октябре 1967 г. возле Пентагона и в августе 1968 г. в Чикаго на президентских выборах.

А.Гинзберг до своего выхода из движения успел поучаствовать в знаменитом <свином бунте> на президентских выборах осенью 1968 г. организатором политического шоу считается Эбби Хоффман (1936-1989).

Он нашел поросенка по кличке Пигасус – кандидата в президенты США, с которым йиппи объездили всю Америку, устраивая предвыборные митинги, превращавшиеся в настоящее шоу. Расталкивая охрану, “оранжевые” активисты вытаскивали каждый раз свою свинью на трибуну прямо к микрофону.

По мнению аналитиков, самая известная и шокирующая акция йиппи состоялась в 1968 г. в Чикаго. Накануне выборов многочисленные йиппи собираются в городском Линкольн-парке, где заодно проводят акцию протеста против ввода советских войск в Чехословакию (1968).

Вскоре происходит скоморошный ритуал агитации за будущего президента США Пигасуса. От его имени прохожим раздают значки <Голосуй за меня!> и листовки, где сказано: <Сегодня – исторический момент для Америки… Они избирают президента, и он будет пожирать людей.

Мы изберем своего президента, и люди съедят его!> Полиция разгоняет митингующих, попутно арестовав с десяток активистов. Но митинг перерастает в массовую антивоенную демонстрацию, которую полиции приходится усмирять при помощи дубинок и слезоточивого газа.

На утро газеты в ярких красках описывают <кровавое побоище>. Вскоре после демарша йиппи на выборах 1968 г. А.Гинзберг скажет: <Мы хотели распространить среди масс нечто вроде “рок-н-рольного энтузиазма, дада-анархизма, всеобщего удовольствия и праздника жизни>.

После Чикаго в течение одного только 1969 года Э.Хоффмана арестовывали восемь раз, в том числе за непристегнутый ремень в автомобиле, перочинный нож на борту самолета и непристойное поведение. В сентябре его не пустили в Прагу и обвинили в антиамериканской деятельности.

Однажды Хоффман пришел на слушание в “патриотическом наряде”: рубахе из звездно-полосатого флага. Обновку тут же сорвали, но под рубахой на спине обнажился нарисованный флаг Вьетконга.

Эбби путал Ленина с Ленноном и простецки отвечал на каверзные вопросы. В декабре прозвучал приговор: 30 дней ареста за надругательство над американским флагом.

Вскоре Хоффман вновь предстает перед судом по еще более абсурдному обвинению в пересечении границ штата Иллинойс для подстрекательства к мятежу. Процесс ведет 74-летний судья по фамилии Хоффман и по прозвищу Вешатель (все предыдущие его процессы оканчивались обвинительными приговорами).

Эбби видит в этом мистический смысл: Америка раздвоилась на двух Хоффманов. Баламут заявляет, что не желает именоваться “обвиняемым Хоффманом”, ибо это имя опозорено судьей.

Прессе же ведает о том, что официально сменил имя, и отныне его зовут Fuck. По поводу обвинений замечает: “В этой стране существуют миллионы законов. Я намерен нарушить их все, включая закон всемирного тяготения”.

Тогда-то и пришла слава, а слава – это деньги. Но Хоффман отказывается от крупных контрактов на право использовать свое имя в игрушечном производстве, не встречается с кинематографистами и издательствами, пытающимися опубликовать его переписку. Быть богатым или просто зарабатывать тогда считалось зазорным.

Э.Хоффман семь лет скрывался от федерального розыска в Соединённых Штатах, Мексике и Франции. Одновременно он продолжал писать и издаваться, поддерживаемый сочувствующими ему анархистами. Он существовал благодаря сомнительным занятиям и поддельным документам.

Хоффман даже подверг себя пластической операции и просил называть его Барри Фридом. Добровольно сдавшись властям в 1980 г., Хоффман провёл год в тюрьме за содействие незаконному обороту кокаина.В 1989 г. он совершил самоубийство при странных и весьма подозрительных обстоятельствах.

Самый известный труд Хоффмана – книга “Укради эту книгу” (Steal this book)- является литературной пародией популярные американские пособия типа “Как преуспеть в бизнесе”. Ее тема – как жить, не платя государству ни копейки, в частности, не оплачивая телефонные счета и не платя налоги.

Разделы книги говорят сами за себя: “Бесплатная еда”, “Бесплатная одежда и мебель”, “Бесплатный транспорт”, “Бесплатное жилье”, “Бесплатная связь”.

Специалисты считают книгу духовной предтечей и первым манифестом компьютерных хакеров, взламывающих через Интернет банки и государственные офисы. Хотя ее автор настаивал на идее бескорыстного мошенничества, где главное удовольствие состоит не в обретении материальных благ, а в остроумном надувательстве.

Оно необходимо изгоям этого общества. Э.Хоффман считал хиппи и йиппи – Нацию Вудстока – находящимися в состоянии партизанской войны со всей Америкой – Нацией Свиней.

В 1970 г. Анита и Эбби Хоффман перед 30-тысячным антивоенным митингом устраивают ритуал <электронного Вуду>: бормоча заклинания, разбивают телевизор, с экрана которого Никсон объявляет о вводе американских войск в Камбоджу.

В ответ на вторжение США в Камбоджу 400 йиппи устраивают вторжение в США со стороны канадской границы, нападают на г. Blair, забрасывают витрины бутылками с краской, делают вид, что угрожают жителям.

В 1971 г. союз с бурно развивавшимся движением йиппи, исповедовавшим анархистскую, антикапиталистическую и антивоенную идеологию, заключили американские хакеры, которым тоже не нравилось американское государство и которые готовы были поживиться за его счет.

Стивен Возняк и Стивен Джобс, будущие основатели легендарной компании Apple Сomputers, создавшей первый персональный компьютер, принадлежали к числу отъявленных телефонных хакеров.

Хакеры создавали устройства, которые позволяли обмануть телефонистов и совершать междугородные и международные телефонные звонки практически бесплатно. Йиппи надеялись, что хакеры помогут им в подготовке революции и обеспечат многочисленные ячейки йиппи, разбросанные по всему миру, оперативной и даровой телефонной связью.

В свою очередь, хакеры получали идеологическую и политическую поддержку. В периодических изданиях, принадлежащих или сочувствовавших йиппи, стали публиковаться хакерские схемы обмана телефонных компаний, которые должны были взять на вооружение рядовые члены организации йиппи. Закончилось все плачевно: хакеров посадили в тюрьму, а публикации изъяли.

В конце 1960-х годов андерграундный вестник Liberation News Service распространил манифест йиппи, в котором, в частности, говорилось: <Америка духовно больна: она страдает от насилия и духовного распада, она опасно подсела на напалм. Мы требуем Политики Экстаза!

Мы – нежная пыльца, из которой родится новая, кайфовая Америка. Мы создадим нашу собственную реальность. Мы – это свободная Америка. И мы не приемлем фальшивое представление на подмостках Съезда Смерти>. Отправляясь на фестиваль в Чикаго, йиппи обнародовали программу из 18 пунктов:

Прекратить войну, ликвидировать военную промышленность и отменить воинскую обязанность.

Свободу Хью Hьютону и другим Черным пантерам. Общественное самоуправление в черных гетто. Прекратить культурную дискриминацию меньшинств.

Легализация марихуаны и других психоделиков. Освободить всех, кто сидит по этой статье.

Тюрьмы должны служить не для наказания, а для реабилитации.

Отменить все законы против преступлений, в которых нет жертв (очевидно, опять же имелись в виду статьи о хранении и употреблении).

Полное запрещение оружия и обязательное разоружение всех, начиная с полиции.

Отмена денег, платы за жилье, транспорт, питание, образование, одежду, медобслуживание, пользование туалетами.

Полная занятость при заботе о том, чтобы всю черную и монотонную работу делали машины. Людям – только творческую работу.

Охрана окружающей среды.

Экологическая программа в духе Романа Суслова: из больших городов надо переселяться в коммуны на лоне природы.

Свободное право на аборты.

Реформа образования: вся власть студентам, студенты сами определяют программу и выбирают предметы.

Свободные и независимые средства массовой информации. Развитие кабельного ТВ и альтернативных каналов, чтобы каждый мог выбрать канал по своему вкусу.

Отмена цензуры: “Нас тошнит от общества, без колебаний показывающего сцены насилия, но отказывающегося показать совокупляющуюся парочку”.

Мы полагаем, что люди должны заниматься любовью все время, когда и с кем им захочется. Это – не программное требование, а простое признание реальности вокруг нас.

Политическая система должна отвечать нуждам всех, независимо от возраста, пола и расы. Регулярные референдумы по всем вопросам по ТВ или телефонной сети. Децентрализация власти: создание множества коммун (tribes), чтобы каждый мог выбирать себе сообщество по душе.

Поощрение искусства и развитие творческих способностей. Каждый должен стать художником.

Каждый может вписать в этот пункт, что хочет.

Представители других организаций, которые как и йиппи принадлежали к так называемым <новым левым>, критиковали их за увлечение контркультурными нормами и <карнавальной этикой>, которые дискредитировали серьезную политическую работу, сводили ее к шутовским потехам.

В ответ на критику йиппи лишь усилили сюрреалистическую направленность политического диссидентства. Главным, а порой и единственным политическим оружием являлось скоморошничество и публичное шоу с осмеянием правительства.

Йиппи уходили от партийной практики, злоупотребляя наркотиками и радостями свободной любви. Мало кому такое могло понравится, многие покидали ряды движения, как это сделал Ален Гинзберг.

Движение йиппи просуществовало не более трех лет и вскоре распалось на множество фракций, секций и группок. Дж.Рубин и Э.Гоффман нашли себе другое политическое поприще. Э.Хоффман отошел от политического активизма в 1973 г., скрылся в подполье, вновь появился на политической сцене в 1980 г., а в 1989 г. покончил жизнь самоубийством.

Тем не менее движение йиппи было самой яркой страничкой в политической субкультуре Америки конца 1960-х годов. Эксцентричные выходки, над которыми посмеивались противники и которые эпатировали широкую публику, привлекли к серьезным проблемам внимание всех средств массовой информации.

Кто только тогда не писал о йиппи – разве что очень ленивый. Дж.Рубин и Э.Хоффман, по всей видимости, понимали, что лишь такими выходками можно заставить говорить о себе и о молодежной проблематике мещанскую Америку. Значение и роль этого контрдвижения еще до конца не изучена и не оценена.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)