История вопроса

История взяточничества не уступает по своей древности истории человеческой цивилизации. Без него не могли обойтись чиновники Египта, Рима и Иудеи.

Само это явление возможно там, где существуют должности и должностные лица, распределяющие социальные блага. Взяточничество как подкуп должностного лица упоминается в папирусах Древнего Египта. Злоупотребления среди египетских чиновников были достаточно частым явлением.

Хотя они вряд ли принимали столь массовую форму, как в наше время. Чиновники из аппарата фараона склоняли местных богатеев к тому, чтобы те давали им рабов, инструмент и транспортные средства для работы в личном хозяйстве (своеобразной загородной даче), у бедных отнимали овощи под видом сбора для царского стала.

Опять же под видом сбора в царскую казну они занимались мздоимством. Иногда они опускались до прямого насилия и взяточничества.

В дошедшей до нас жалобе царю на губернатора Янхаму сообщается о том, что он принуждал одного горожанина заплатить ему 2 тыс. сиклей, отдать ему жену и детей, иначе он их убьет.

Правда, злоупотребления пресекались самими фараонами, они наносили его престижу не меньший вред, чем происки внешних врагов: виновники то и дело карались, отстранялись от должности, платили непомерный штраф, отдавались в рабы или лишались жизни.

Бюрократическая машина египтян легко приносила в жертву рядовых чиновников, когда под угрозу ставилось ее существование.

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

К временам Алексея Михайловича Романова относится практически единственный народный бунт антикоррупционной направленности.

Он произошел в Москве в 1648 г. и закончился победой москвичей: часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей, и заодно царем были отданы на растерзание толпе два коррумпированных “министра” – глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов.

При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен при всем истеблишменте сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина.

Петр 1 вешал казнокрадов на улицах, они качались на виселицах, развеваемые ветром, и мимо проходили другие чиновники, направляясь за очередными взятками. Во многом происходило так потому, что Петра 1 были любимчики, которые крали, но он их не наказывали.

Вот почему 100 лет спустя на вопрос, как можно одним словом описать ситуацию в России, Карамзин ответил: “Воруют”. Еще через 100 лет несмотря на самую жестокую борьбу с коррупцией в сталинские времена, сам сталинский аппарат был насквозь коррумпирован. Прошло еще 70 лет и масштабы взяточничества побили все предшествующие рекорды.

На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве “агента влияния”) – двенадцать тысяч в той же валюте.

Развитие капиталистиче-ских отношений, появление первых акционерных обществ в конце ХУШ – начале XIX века создали новые возможности для обогащения бюрократии. Устав любой акционер-ной компании подлежал не-пременному утверждению самим государем императором.

Но, прежде чем предстать пе-ред взором монарха, проект устава должен был получить одобрение в различных ведомствах “по принадлежности”. Для предотвращения волокиты предприниматели часто старались включить в состав учредителей влиятельных высокопоставленных лиц, имевших связи в столичных коридорах власти.

Недаром, скажем, акции железнодорожной компании Курско-Киевской дороги в обществе называли “акциями Государственного Совета и Сената”: сановники этих учреждений активно – и небескорыстно – “проталкивали” железнодорожные проекты.

По мнению П.А.Берлина, основательно проследившего генезис русского капитализма в ХУ111-Х1Х вв., взяточничество играло огромную роль в образовании крупных капиталов в стране: <Взятка, несомненно, сыграла в истории частных богатств в России чрезвычайно большую роль.

Через всю историю России, начиная с древнейших времен и кончая нашими днями, проходит глубоко въевшееся и широко распластавшееся взяточничество, неразрывно сросшееся со всем духом и плотью социально-политического организма.

Взяточничество создало обширный источник большого незаработанного дохода для широкого круга бюрократии, полиции, поставщиков, инженеров и т. д. Из взяток создались огромные состояния, нажитые обманом и подлогами. Возможность образования богатств этим путем явилась открытым подстрекательством к противозаконной деятельности, граничащей с уголовщиной>.

С помощью взяток от правительства русские промышленники добивались получения выгодных заказов по баснословным ценам, всевозможных льгот и послаблений, концессий, поставок, субсидий.

<Возможность при помощи взятки получить миллионные барыши заставляет многих промышленников в борьбе с конкурентами прибегать не к повышению производительности труда, не к улучшению техники и удешевлению производства, а к заполучению нужных связей и к изучению подземных ходов, ведущих к казенному сундуку.

Целый ряд предприятий, работающих отсталыми техническими орудиями, основанных на гнилых началах, делают превосходные дела и наживают огромные барыши только благодаря тому, что они сумели обзавестись нужным человеком, имеющим соответствующие связи.

Взятка служила, таким образом, костылем для экономически-хромающих предприятий, она задерживала рост производительности труда, тормозила переход к более совершенной технике, к удешевлению производства.

Непросыхающее болото взяточничества напитывало всю социально-экономическую атмосферу страны лихорадочным исканием протекций, связей, обхода за-конов, как путей и источников быстрого и легкого обогащения>, – пишет П.А.Берлин.

Значительные капиталы, помыслы и силы людей отвлекаются на то, чтобы кому-то дать, пролезть без очереди, получить кредит или ссуду, уговорить чиновника и т.п. вместо того, чтобы все внимание сосредоточить на проблемах производительности и эффективности труда.

<И все это вертится и суетится вокруг казенных учреждений, просовывая всюду, во всякую щель закона взятку, ища и находя в ней ключ к богатству> (П.А.Берлин).

Особенно оно процветало в отдаленных уголках российской империи – там, где можно было, не боясь контроля со стороны центральных органов власти, злоупотреблять служебным положением.

Известный русский статистик, экономист и социолог А.А.Исаев, объездивший, изучая крестьянские переселения, всю Сибирь, так отзывался о местных чиновниках: <Злоупотребления чиновников в Сибири настолько общеизвестны, что излишне даже на-поминать о них…. мы находим так много злоупотреблений, что должны считать исключениями тех людей, которые в Сибири довольствуются окладом жалованья…

Типичным же, средним чиновником Сибири нужно признать того, кто считает свою должность источником, быть может, незаконного, но извинительного корма… Отдаленность сибирской администрации от центра и низших служебных агентов Сибири от высших органов управления, отсутствие гласности, слабость контроля должны быть сведены, как к причине, к таким двум основным фактам: недостатку путей сообщения и редкости населения>.

Переселение крестьян из центральных, законопослушных, губерний России А.А.Исаев рассматривал как важнейший фактор борьбы с чиновничьем произволом и мздоимством. Чем больше население, тем с большим числом людей сталкиваются чиновники, тем, следовательно, больше появится фактов злоупотреблений и тем труднее их будет скрывать.

Размеры взяток при этом не увеличатся, так как при росте численности населения и сокращении земель уровень материального благополучия людей скорее должен снижаться, нежели повышаться. Кроме того, с ростом населения у них прибавится хлопот, чего настоящий чиновник боится как огня. Понятно, что переселенец для сибирского чиновника — фигура нежелательная.

Еще одно обстоятельство, вызывающее опасение тамошних чиновников – экспорт в Сибирь из центральной России более высокого уровня законопослушности и правопорядка. <Сибирский чиновник, – пишет А.А.Исаев, – знает, что поселок, основанный вятчанами, курянами, или тамбовцами, создается из элементов, чуждых сибирской жизни: эти люди знакомы с порядками, устанавливающимися в русских земских губерниях; в никоторых из этих местностей вовсе неизвестны ни хронические, ни острые нашествия земских заседателей на карман благодушного россиянина.

Сибирский чиновник знает, что пришельцы образуют массу, которая, при всем своем смирении, уже потому представляется менее привлекательным для администрации материалом, что не имеет привычки к поборам, установившимся в Сибири>.

Борьба с мздоимством велась на протяжении веков – то с большей, то с меньшей интенсивностью, но всегда безуспешно. Иван Грозный, стремившийся, выражаясь современным языком, упрочить властную вертикаль, отменил систему “кормлений” в середине XVI века. На смену ей пришел налог в пользу казны, из которого должностные лица отныне должны были получать содержание.

Однако другие условия, порождавшие практику подношений, – централизованная административная иерархия, жесткий контроль над всеми сферами жизни, правовая незащищенность “низших сословий”, оказались незатронутыми реформами. Чиновничество по-прежнему занималось поборами.

Особой лютостью по отношению ко взяточникам и казнокрадам отличался Петр 1. Да-же любимец царя А. Меньшиков чудом избежал ссылки в Сибирь, когда выяснилось, что он брал взятки за предоставление выгодных военных подрядов. Екатерина II особым указом запретила любые виды акциденций” (так в ту эпоху называли подношения).

Весь XVIII в. шла упорная и бесплодная борьба с взяточничеством, монархи издавали новые указы и манифесты. Сенат проводил ревизии по всей гигантской стране, мздоимцев (иногда очень сановных) <нещадно> били кнутами и батогами, рвали им ноздри, клеймили, ссылали с конфискацией всего имущества.

Александр III, видя, что коррупция принимает все более изощренные формы, в 1884 г. утвердил “Правила о порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах”, в результате чего сочетать государственную службу со службой в частной фирме стало формально невозможно.

А взяточничество и казнокрадство плодились еще больше. В действовавшем в Российской Империи “Уложении о наказаниях уголовных и исправительных” все противоправные деяния служащих были включены в Уложение с 1885 г. и имели статус уголовно наказуемого преступления.

Начиная с Екатерины II русские государи один за другим признавались в бессилии победить повальное казнокрадство и другую сторону этой медали – взяточничество.

<Через всю русскую историю, – писал П. Берлин, – лишь сменяя свою форму, лишь увеличивая и уменьшая свои размеры, тянется колоссальное взяточничество и взяткою широко пользуются как отмычкою казенных сундуков, крышки которых гостеприимно раскрываются перед людьми, сумевшими в соответствующий момент дать со-ответствующему человеку соответствующую взятку>.

Все это не означало, что царская Россия была уникальной “страной взяточников”. Некоторые из скандалов, разразившихся в Западной Европе в XIX веке, носили не виданный для Рос-сии масштаб. Так, Всеобщая компания межокеанского канала во Франции (получившая в просторечии название “Панамы”) на протяжении почти десятилетия подкупала ряд высших должностных лиц, включая трех премьер-министров.

Более того, в России по мере становления гражданского общества в конце XIX -начале XX века взяточник оказывался под двойной угрозой: потери должности и общественного осуждения. Многие высшие чиновники имели репутацию людей, которые “не возьмут ни при каких обстоятельствах”.

В число людей, прославившихся особой нетерпимостью к коррупции, входил известный реформатор министр финансов С. Витте. Когда раскрылось, что директор Департамента желез-нодорожных дел Министерства финансов В. Максимов получал взятки от известного дельца С. Мамонтова, высокопоставленный чиновник был немедленно уволен в от-ставку.

Были безжалостно уволены и чиновники Минфина, получавшие деньги от Петербургского международно-го банка, хотя его директор А. Ротштейн считался близким Витте человеком.

В 1911 – 1912 гг. российская пресса открыла охоту на должностных лиц, получавших “содержание” от дочернего предприятия компании “Вестингауз”, в задачу которого входила прокладка в сто-лице трамвайных путей. И снова герои скандала лишились должностей и безнадежно испортили свою репутацию.

Есть документальные подтверждения того, что смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства (как выражались предшественники большевиков) в новой административной среде.

Перед революцией 1917 г. понятие взяточничества было неотделимо от фаворитизма. Прославилась балерина Кшесинская и великий князь Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)