Исследования, обслуживающие сферу труда (психологический аспект)

Заметим, что немало проектов опережали свое время, но немало проектов начинало и внедряться. Ниже приводятся несколько таких примеров.

С.М. Богословский в 1913 г. в книге “Система профессиональной классификации” упорядочил 703 вида производств и промыслов (для сравнения: принятая в то время в Европе классификация Бертильона включала всего 194 вида). В “Системе” С.М. Богословского выделяются семь ярусов, где соотносятся представители населения и их профессиональные занятия. Все население делится на: А – население профессиональное и Б – население непрофессиональное. В этих группах выделялись варианты пассивного, а для профессионального населения – и активного отношения к профессиональному труду.

Для активного населения выделяются следующие отделы (в современном звучании – отрасли хозяйства): добывающая промышленность; обрабатывающая; транспорт; торговля; органы общественной организации (церковь, местное самоуправление); обеспечение безопасности (охрана общественного порядка); свободные профессии (наука, искусство, литература..); личные услуги. Примечательно, что была выделена и группа – “Нищие, воры, шарлатаны” – то есть это была типология реальных занятий живых людей.

С.М. Богословский предложил следующее понимание профессии: “Профессия – есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию…”, но при этом она должна “…признаваться за профессию личным самосознанием данного лица”.

Интересно, Е.А. Климов и О.Г. Носкова отмечают в этой связи, что “какую бы из современных работ мы ни взяли, и по сей день не так уж много – по существу – прибавлено к определению профессии С.М. Богословского”.

На базе Педагогического музея в Москве был организован “отдел юношествоведения” (это по сути, психология юношества в связи с проблемой выбора профессии”).

Многие отечественные исследователи (И.И. Рихтер, Н.А. Шевалев и др.) акцентируют внимание на том, что человек – не машина, а субъект деятельности, управляемый сознанием, и на первый план выходят именно личностные качества работника.

Д.И. Журавский и И.И. Рихтер рассматривали отрасль хозяйства как некое “сообщество” – некоторые интересные идеи: “отличный техник может быть дурным администратором” (к сожалению, в России до сих пор многие не осознали того, что отличный прораб может быть дурным президентом…); при организации крупного производства обязателен учет: способностей людей, профессиональной подготовки, мотивов труда, особенностей их поведения, способности к контролю и самоконтролю деятельности и т.п., т.е. учет чисто психологических моментов – все это может рассматриваться как некоторая систематизация и конкретизация подходов Ф.У. Тейлора и Г. Мюнстенберга.

Исследование проблемы работоспособности и утомления в труде. Еще в 1909 г. А.Л. Щеглов предложил новое направление – “эргометрию” (для изучения работоспособности человека). В начале века И.Н. Спиртов экспериментально исследовал влияние музыки и цветовых ощущений на мышечную работу. На базе Психоневрологического института, под руководством В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского выполнен ряд работ по проблеме умственной работоспособности и утомления (при этом сам труд рассматривался как фактор развития человека и общественного прогресса).

И.М. Сеченов впервые дал психофизиологическое обоснование эффективности чередования работ (по принципу “активного отдыха”): это важно для повышения эффективности труда (особенно в эпоху нарождающегося “конвейерного производства”); это еще боле важно для формирования отношения человека к труду как к “значимому делу”.

И.М. Сеченов по-своему объяснил и механизмы волевой регуляции трудовой деятельности: “центральное торможение” позволяет задерживать влияние центров головного мозга на двигательную активность организма; это значит, что человек действует не по принципу “рефлекторной дуги” (стимул – реакция), т.е. механически, а способен к произвольности, особенно, когда это касается высших нравственных принципов (напомним, что сам Сеченов был революционером…).

Интересны рассуждения о труде К.Д. Ушинского:

  1. Главнейшая цель семейного и школьного воспитания – “…готовить дитя к труду”, но к труду “общественно-полезному”;
  2. Стремление к постоянной смене душевных состояний – фундаментальная психологическая закономерность (еще И. Кант отмечал, что “для человека важнее иметь цель жизни (задачу, труд жизни), чем достигать ее”;
  3. Базовое стремление человека (в отличие от животных) – существовать для деятельности, а не наоборот (это “стремление к деятельности сознательной и свободной”);
  4. Труд должен иметь препятствия, быть “трудным”;
  5. Жизненные наслаждения должны “уравниваться трудом” – это важнейший “психологический закон” – в этом состоит “внутренняя, животворная сила труда”;
  6. Основные причины лени (“фальшивые жизненные пути”): стремление обойти трудности (на этой основе часто возникают ложные увлечения и склонности); “заблуждения воли”: в отличие от “слабой воли” они состоят не только в том, что используются ложные (иногда – безнравственным) средства достижения цели, но и в ложности самих целей (ненужных обществу, презираемых людьми).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)